2012. № 2 (2). С. 101—111

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 37

Попова Валентина Ивановна, доктор педагогических наук, профессор
Оренбургский государственный педагогический университет

 

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ

Аннотация

В статье дан анализ подходов к воспитанию, изложены разные точки зрения на определение его как педагогического понятия. Выявлено, что гуманистическая направленность подготовки специалиста воспитательной работы с молодежью состоит в поднятии престижа воспитания, определении путей самоактуализации личности в статусе полезного члена общества. Сделаны выводы о результатах и эффективности современного воспитания, которые определяются не столько тем, как обеспечивается усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько готовностью и способностью человека к позитивному самоизменению (самостроительству, самосовершенствованию).

Ключевые слова

Парадигма воспитания, гуманистическая направленность воспитания, воспитание — социально-педагогическое явление, стратегия воспитания, содержание воспитания, личностно ориентированное воспитание, воспитание — смыслопорождающий процесс.

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Айхенвальд Ю. И. Отдельные страницы. М., 1910—1911.
2. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов-на-Дону, 1999. 560 с.
3. Борытко Н. М. Педагог в пространствах современного воспитания / науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград : Перемена, 2001. 214 с.
4. Вахтеров В. П. Избранные педагогические сочинения / под ред. Л. Н. Литвин, Н. Т. Бритаева. М. : Педагогика, 1987. 400 с.
5. Вентцель К. Н. Избранные труды / под ред. Г. Б. Корнетова, М. В. Богуславского. М. : Амонашвили : МГПУ, 1999. 216 с.
6. Демакова И. Д. Гуманизация пространства детства: теория и практика. Казань : Изд-во ТГГИ, 2003. 212 с.
7. Дюркгейм Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение / пер. с фр., сост., послесл. и примеч. А. Б. Гофмана. М. : Канон, 1995. 352 с. (История социологии в памятниках).
8. Зарецкая И. И. Развитие личности на основе интеграции духовных ценностей восточных и западных цивилизаций // Образование личности. 2011. С. 18—24.
9. Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М. : Новая школа, 1996. 160 с.
10. Каптерев П. Ф. Умом и сердцем: Мысли о воспитании. М. : Политиздат, 1982. С. 257—269.
11. Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб. : ПитерКом, 2000. 416 с.
12. Кузибецкий А. Н. Инновации и инновационный педагогический поиск в учреждениях образования: сущность, уровни, организационные формы // Педагогические инновации в учреждениях образования: сущность, критерии, прогноз : сб. науч. и метод. тр. Волгоград, 1994. С. 7—13.
13. Маленкова Л. И. Воспитание в XXI веке: сущность, проблемы, современные идеи и подходы // Образование личности. 2011. № 3. С. 60—64.
14. Мудрик А. В. Воспитание // Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. М., 1993. Т. 1. С. 165—168.
15. Мясищев В. Н. Основные проблемы и современное состояние отношений человека // Психол. наука в СССР. М., 1960. Т. 2. С. 11—125.
16. Попова В. И. Интеграционные процессы в поликультурном образовании личности // Интеграционные процессы в образовании как условие качества подготовки специалистов : материалы XXIX преп. науч.-практ. конф. Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2008. С. 74—82.
17. Попова В. И. Региональная модель внеаудиторной деятельности студента педвуза // Образование, общество, учитель: взаимодействие и ответственность : коллективная монография : в 2 т. Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2010. Т. 2. С. 263—267.
18. Попова В. И. [и др.] Гуманитарно-педагогические технологии современного образования: концептуальные подходы, разработка и апробация / составит. и науч. ред. проф. В. И. Попова. Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2011. 284 с.
19. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М. : Логос, 1999. 272 с.
20. Слободчиков, В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: Культурные модели школ. М. : Инноватор, 1997. Вып. 7. С. 177—184.
21. Слободчиков, В. И. Со-бытийная образовательная общность — источник развития и субъект образования // Новые ценности образования. Событийность в образовательной и педагогической деятельности / под ред. Н. Б. Крыловой и М. Ю. Жилиной. 2010. Вып. 1 (43). С. 5—14.
22. Социальная педагогика: генезис научного исследования понятий, идей, проблематики / под науч. ред. С. В. Сальцевой. Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2010. 340 с.
23. Тряпицына А. П. Новая школа и новый учитель // Вестн. Герценовского ун-та. 2010. № 3 (77). С. 23—29.
24. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии // Пед. соч. : в 6 т. / сост. С. Ф. Егоров. М., 1990. Т. 5. 528 с.
25. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. 356 с.
26. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. / под ред. Н. П. Кузина. М. : Педагогика, 1980. Т. 1. 304 с. ; Т. 2. 414 с.
27. Шиянов Е. Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. М., 1991. 103 с.