Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2013. № 4 (8). С. 163—171

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 371.015+159.9

Колтырева Людмила Юрьевна, кандидат педагогических наук
Оренбургский государственный педагогический университет
Самсоненко Людмила Сергеевна, кандидат психологических наук
Оренбургский государственный педагогический университет

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ВНЕДРЕНИИ ИННОВАЦИЙ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Аннотация

В статье актуализируется проблема переживания педагогами дошкольного образования психологических барьеров при внедрении новых федеральных государственных требований. Рассмотрена сущность данных барьеров. Представлены результаты исследования педагогов дошкольного образования. Выявлены наиболее выраженные барьеры: «напряженного состояния», стресса, фрустрации, социальный. Представлено одно из значимых направлений преодоления психологических барьеров — развитие психологической готовности педагогов ДОУ к реализации модернизационных процессов. Обобщен опыт работы в рамках данного направления, реализуемый в Институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования города Оренбурга.

Ключевые слова

Инновационная деятельность, психологическая готовность, психологический барьер, модернизация дошкольного образования, профессиональная компетентность.

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Антонюк В. И. Инновации и психологический барьер // Психологические аспекты управления / под ред. Ф. М. Русинова, В. И. Антонюка. М. : Экономика, 1984. С. 54—62.
2. Барабанщиков А. В. Основы военной психологии и педагогики / А. В. Барабанщиков [и др.]. М. : Просвещение, 1988. 269 с.
3. Богуславская Т. Н. Проблемы и перспективы модернизации муниципального управления дошкольным образованием // Социально-экономические и политические процессы в современной России: анализ, прогноз. Оренбург : Агентство «ПРЕССА», 2011. С. 180—182.
4. Дроздова Н. В. Формирование конструктивной стратегии преодоления студентом психологических барьеров в учебной деятельности : дис. … канд. психол. наук : 19.00.07. Самара, 2009. 208 c.
5. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Мн. : БГУ, 1978. 182 с.
6. Колтырева Л. Ю., Самсоненко Л. С., Тавстуха О. Г., Муратова А. А. Теоретические предпосылки проектирования персонифицированной модели повышения квалификации педагога // Персонифицированная модель повышения квалификации работников образования в современных социально-экономических условиях : коллективная монография / под ред. Н. К. Зотовой. М. : ФЛИНТА : Наука, 2012. С. 27—47.
7. Колтырева Л. Ю., Самсоненко Л. С. Изучение удовлетворенности педагогов качеством обучения в дополнительном профессиональном образовании [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. URL: http://www.science-education.ru/107-8405.
8. Колтырева Л. Ю. Формирование эмоциональной культуры педагога в гуманитарной образовательной среде учреждения дополнительного профессионального образования : дис. … канд. пед. наук : 13.00.08. Челябинск, 2011. 197 c.
9. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf.
10. Маликова В. А. Теория и практика профессионального взаимодействия психолога и педагога ; Мин-во общ. и проф. образования Рос. Федерации, Оренб. гос. пед. ун-т. Оренбург : Изд-во ОГПУ, 1999. 235 с.
11. Маркова А. К. Психология профессионализма. М. : Междунар. гуманитар. фонд «Знание», 1996. 308 с.
12. Модернизация российского образования: достижения и уроки. Аналитический доклад группы экспертов Всемирного банка [Электронный ресурс]. URL: http://www.curator.ru/news/news_285.html.
13. Подымов Н. А. Влияние психологических барьеров на устойчивость профессиональной деятельности учителя // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Сер. Психолого-педагогические науки. М. : Прометей, 1998. С. 191—202.
14. Практическая психология образования / И. В. Дубровина [и др.] ; под ред. И. В. Дубровиной. СПб. : Питер, 2004. 588 с.
15. Самсоненко Л. С. Развитие способности к целеполаганию у педагогов в системе дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электрон. науч. журн. СПб., 2012. Февр. URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1737.htm.
16. Самсоненко Л. С., Колтырева Л. Ю., Тавстуха О. Г., Муратова А. А. Персонифицированный подход // Персонифицированная модель повышения квалификации работников образования в современных социально-экономических условиях : коллективная монография / под ред. Н. К. Зотовой. М. : ФЛИНТА : Наука, 2012. С. 49—60.
17. Самсоненко Л. С. Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях инновационной деятельности // Актуальные проблемы торгово-экономической деятельности и образования в современных условиях. Шестая Междунар. науч.-практ. конф. Оренбург : ОГАУ, 2011. С. 454—459.
18. Столярова С., Назметдинова И. Преодолевая барьеры. Помощь педагогу в реализации ФГОС // Первое сентября. Приложение «Школьный психолог». 2013. Сент. С. 17—19.
19. Францева Е. Н. Психологическая готовность к инновациям в профессионально-педагогической деятельности у будущих учителей : дис. … канд. психол. наук : 19.00.07. Армавир, 2003. 153 с.