Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2014. № 1 (9). С. 171—182

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 372.882

Брякова Ирина Евгеньевна, доктор педагогических наук, профессор
Оренбургский государственный педагогический университет
Калабаева Наталия Васильевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Комаровская средняя общеобразовательная школа

 

ИЗУЧЕНИЕ ПРОЛОГА К ПОЭМЕ А. С. ПУШКИНА «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА» В ПЯТОМ КЛАССЕ. УРОК-ПОГРУЖЕНИЕ В ТВОРЧЕСКУЮ МАСТЕРСКУЮ ПОЭТА

Аннотация

В статье предлагается культурологический подход к изучению пушкинского текста, основанный на языческих традициях славянского народа. Погружаясь в творческую мастерскую поэта (язык, систему образов) через диалог с автором, художественным текстом, учителем, выполняя мысленный эксперимент в пространстве художественного образа, школьник выходит на новую систему ценностей, учится видеть вечные проблемы бытия. Оказавшись в процессе учебного диалога в пространстве разных культур, ученик становится в поисковую позицию. Сопряжение культур требует удерживать собственное видение мира и соотносить его с авторским.

Ключевые слова

Диалог культур, урок-диалог, мысленный эксперимент, ведославные образы, ступенчатое сужение образов, художественное пространство, зеркальная закономерность.

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Афанасьев А. Н. Древо жизни: Избранные статьи / подгот. текста и коммент. Ю. М. Медведева. М. : Современник, 1983. 464 с.
2. Брюсов В. Я. Собр. соч. : в 7 т. М., 1975. Т. 7.
3. Виноградов В. В. Стиль Пушкина. М. : Гос. изд-во худож. лит., 1941. 620 c.
4. Голубков В. В. Методика преподавания литературы. М., 1962. С. 99—102.
5. Елеонский С. Ф. «У лукоморья», «Сказка о мертвой царевне» // Литературное чтение в школе. М., 1954.
6. Коровина В. Я. Изучение сказок Пушкина в школе // Произведения А. С. Пушкина в школе. Кн. для учителя / сост. В. Я. Коровина. М. : ООО «Классикс Стиль», 2002. Ч. 1. С. 233—243.
7. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В. Я. Коровиной. 5—9 классы : пособие для учителей образовательных учреждений. М. : Просвещение, 2011. 160 с.
8. Маранцман В. Г. Изучение творчества А. С. Пушкина в школе. На пути к А. С. Пушкину: пособие для учителя и учащихся : в 2 ч. М. : Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1999. Ч. 1.
9. Мещерякова Н. Я. Об изучении сказок Пушкина // Изучение литературы в IV классе. М., 1975.
10. Никольский В. А. Очерки преподавания литературы в средней школе. М., 1958. С. 28—31.
11. Пушкин А. С. Собрание сочинений : в 10 т. М., 1974—1978. Т. 6.
12. Пушкин А. С. Сочинения. Академия поэзии. Международная ассоциация художественных искусств. М. : Моск. писатель, 1988. 800 с.
13. Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения. М. : Просвещение, 1985. 287 с.
14. Соколов Б. М. Композиция лирической песни // Русская фольклористика. Хрестоматия для вузов / сост. С. И. Минц, Э. В. Померанцева. М., 1965.
15. Святая Русь. Большая энциклопедия Русского Народа. Русское мировоззрение / гл. ред., сост. О. А. Платонов. М. : Правосл. изд-во «Энциклопедия русской цивилизации», 2003. 1008 с.
16. Стоюнин В. Я. Хрестоматия к руководству для теоретического изучения литературы : в 2 ч. СПб., 1879.
17. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Значение и происхождение слов. 2-е изд. М. : Дрофа : Русский язык, 1997. 400 с.
18. Энциклопедия символов / сост. В. М. Рошаль. М. : АСТ ; СПб. : Сова, 2006. 1007 с.