Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2014. № 1 (9). С. 199—205

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 364.07

Пак Любовь Геннадьевна, доктор педагогических наук, доцент
Оренбургский государственный педагогический университет

 

ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА КАК ФАКТОР МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация

В статье актуализируется проблема обеспечения качества социального обслуживания населения региона; освещены причины недостаточной эффективности профессионализма специалиста социальной сферы в современных условиях социума; дано теоретико-методологическое обоснование моделирования оптимального процесса развития профессиональной компетентности социального работника; охарактеризованы основные сущностные характеристики целевого, содержательно-функционального и результативного блоков разрабатываемой инновационной модели развития профессиональной компетентности социальных работников как фактора минимизации рисков в сфере социальной защиты населения.

Ключевые слова

Профессиональная компетентность, социальный работник, социальное обслуживание населения региона, инновационная модель развития профессиональной компетентности социального работника, минимизация рисков.

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Белоновская И. Д. Формирование профессиональной компетентности специалиста: региональный опыт. М. : Ин-т профессионального образования, 2005. 351 с.
2. Бессонова Л. А., Добросмыслова С. Н. Профессионально-личностная компетентность как условие преодоления профессиональной деформации личности специалиста социальной работы // СИСП. 2012. № 1. С. 490—501.
3. Галагузова М. А., Галагузова Ю. Н. Интегративно-дифференцированная профессиональная подготовка специалистов социальной сферы: научно-практический аспект. М. : Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2010. 224 с.
4. Гасумова С. Е. Информационные технологии в социальной сфере : учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Издат.-торг. корпор. «Дашков и К», 2012. 248 с.
5. Государственная программа «Социальная поддержка граждан Оренбургской области на 2014—2020 годы» : офиц. текст [от 30.08.2013, № 734-пп] [Электронный ресурс]. URL: http://www.msr.orb.ru/index.php?Itemid=82&cati.
6. Густова Е. А. Профессиональная компетентность социального работника: оценка и психолого-педагогические условия ее становления в вузе // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». 2009. № 4. С. 145—150.
7. Дегтерев В. А. Формирование профессиональной компетентности специалиста социальной работы в вузе : автореф. дис. … канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2005. 24 с.
8. Деркач А. А., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионала. М. : Союз, 2006. 446 с.
9. Ерусланова Р. И. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому : учеб. пособие для бакалавров. 5-е изд. М. : Издат.-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. 168 с.
10. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд. М. : Академия, 2009. 240 с.
11. Касаркина Е. Н., Ветчинникова Е. В., Еремина Ю. С. Показатели профессиональной компетентности личности и деятельности социальных работников // Теория и практика образования в современном мире : материалы II междунар. науч. конф. СПб. : Реноме, 2012. С. 228—231.
12. Касьяненко Г. В. Проектирование, прогнозирование и моделирование в социальной работе. М. : Аспект-Пресс, 2005. 416 с.
13. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие. 3-е изд., стер. М. : Академия, 2007. 304 с.
14. Кузьмина Ю. М. Формирование у будущих специалистов социальной работы умений предупреждать профессиональную деформацию : автореф. дис. … канд. пед. наук. Казань, 2006. 21 с.
15. Ломакина Г. Р. Основные проблемы формирования профессиональной компетентности специалистов с высшим образованием в условиях интеграции России в общеевропейское образовательное пространство // Педагогика: традиции и инновации : материалы междунар. заоч. науч. конф. Челябинск, 2011. С. 76—79.
16. Медведева И. А. Развитие методической культуры специалиста учреждения социального обслуживания : дис. … канд. пед. наук. Оренбург, 2012. 207 с.
17. Митина Л. М., Кореляков Ю. А., Шавырина Г. В. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение. М. : Академия, 2005. 288 с.
18. Панкратова Н. Е. Профессионально-педагогическая компетентность специалиста системы социального обслуживания: теория и практика развития // Вестник Российской академии образования. 2010. № 5. С. 82—85.
19. Пак Л. Г. Социально ориентированная деятельность студента вуза: от идеи к реализации. Оренбург : Оренб. ин-т экономики и культуры (Institut für interkulturelle Kommunikation), 2013. 312 с.
20. Профессиональная компетентность социального работника: модель, технология, инноватика развития : монография / С. В. Сальцева, Л. Г. Пак, С. Н. Жданова, Л. А. Кочемасова. Оренбург : Оренпринт, 2013. 228 с.
21. Профессионально важные качества и навыки социального работника // Справочник социального работника / под общ. ред. Е. П. Агапова, В. А. Шапинского. Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. С. 248—270.
22. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства : учеб. пособие. М. : Академия, 2003. 480 с.
23. Развитие профессиональной компетентности социального работника : науч.-метод. рекомендации / С. В. Сальцева, С. Н. Жданова, Л. Г. Пак, Л. А. Кочемасова. Оренбург : ОренПечать, 2013. 290 с.
24. Рыбинский Е. М. Управление системой социальной защиты детства: социально-правовые проблемы : учеб. пособие. М. : Академия, 2004. 224 с.
25. Сафронова В. М. Проектирование и прогнозирование в социальной сфере : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., стер. М. : Издат. центр «Академия», 2008. 240 с.
26. Топчий Л. В. Проблемы формирования профессионального мастерства специалистов // Кадровое обеспечение социальных служб. М. : ИНФРА-М, 2006. С. 56—77.
27. Saltseva S. V. Modern social risks in pedagogical activity [Электронный ресурс] // World Applied Sciences Journal. 2013. Vol. 22 (12). Р. 1798—1800. URL: http://www.idosi.org/wasj/wasj22(12)13/17.pdf.