Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2016. № 4(20). С. 235—243

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 37.013.46

Богуславский Михаил Викторович, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, председатель Научного совета по истории образования и педагогической науки отделения философии образования и теоретической педагогики РАО
Институт стратегии развития образования РАО

 

ФОРМИРОВАНИЕ В. В. КРАЕВСКИМ ТЕОРИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

Аннотация

В статье рассматривается процесс формирования В. В. Краевским теоретических основ содержания общего среднего образования на протяжении второй половины ХХ — начала ХХI века. На основе анализа теоретического наследия педагога-ученого выделены и охарактеризованы этапы генезиса подходов к трактовке содержания общего среднего образования, доказывается, что значительным научным вкладом Краевского стало обогащение и конкретизация понятия «научность образования», включение в него новых компонентов, идей и положений. В статье приводятся основные результаты его продуктивной научной деятельности.

Ключевые слова

Педагогическая наука, В. В. Краевский, методология педагогики, теория образования, содержание общего среднего образования, культурологическая концепция содержания общего среднего образования.

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Богуславский М. В. Модернизация содержания общего образования в отечественной педагогике ХХ века // Отечественная и зарубежная педагогика. 2012. № 5. С. 49—63.
2. Богуславский М. В. Развитие научных основ содержания общего образования в отечественной педагогике ХХ века // Вестник Московского городского педагогического университета. 2016. № 3 (37). С. 8—24.
3. Богуславский М. В., Богуславская Т. Н. Развитие теоретических основ содержания дошкольного и общешкольного образования (в отечественной педагогике второй половины XX века). Саранск : Мордов. гос. пед. ин-т, 2010. 217 с.
4. Краевский В. В. // Энциклопедия профессионального образования : в 3 т. / под ред. С. Я. Батышева. М. : АПО, 1998. Т. 1. С. 492—493.
5. Краевский В. В. Науки об образовании и наука об образовании (методологические проблемы современной педагогики) // Вопросы философии. 2009. № 3. С. 77—82.
6. Краевский В. В. Педагогическая концепция содержания образования как объект философского анализа // Гуманитаризация образования. 1994. № 1. С. 42—44.
7. Краевский В. В. Проблемы научного обоснования обучения: методологический анализ. М. : Педагогика, 1977. 264 с.
8. Краевский В. В. Следы на песке. Опыт документальной автобиографии. 5 версия. 21 ноября 2009 г. // Официальный сайт В. В. Краевского. URL: http://www.kraevskyvv.narod.ru (дата обращения: 12.08.2016).
9. Краевский В. В. Современные подходы к осмыслению содержания образования и учебного предмета // Основные тенденции развития дидактики: Проблемы и перспективы предметности обучения / под ред. Е. О. Ивановой. М., 2008. С. 19—29.
10. Краевский В. В. Содержание образования в педагогической теории и в практике школы // Труды научного семинара «Философия — образование — общество» / под ред. В. А. Лекторского. М. : НТА «АПФН», 2007. Т. 4. С. 5—12.
11. Краевский В. В. Содержание образования: вперед к прошлому. М. : Педагогическое общество России, 2000. 36 с.
12. Логвинов И. И. Дидактика: история и современные проблемы. М. : Бином, 2007. 208 с.
13. Преемственность и новаторство в развитии основных направлений отечественной педагогической науки (конец ХIХ — ХХ в.) : монография / под ред. М. В. Богуславского. М. : ИТИП РАО ; Издательский центр ИЭТ, 2012. 500 с.
14. Прогностическая концепция целей и содержания образования / под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. М. : ИТП и МИО, 1994. 131 с.
15. Равкин З. И. Проблемы формирования содержания общего среднего образования в свете исторического опыта (на материалах исследования генезиса проблемы в период совершенствования советского социалистического общества (1961—1986 гг.)). М. : НИИ общей педагогики АПН СССР, 1987. 234 с.
16. Селиверстова Е. Н. Развивающая функция обучения: опыт дидактической концептуализации. Владимир : ВлГУ, 2006. 218 с.
17. Теоретические основы содержания общего среднего образования / под ред. И. Я. Лернера, В. В. Краевского. М. : Педагогика, 1983. 352 с.