Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2016. № 3(19). С. 222—228

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 371.12

Феттер Инна Витальевна, кандидат педагогических наук, доцент
Омский государственный педагогический университет
Петрухина Ольга Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент
Омский государственный педагогический университет

 

ПОЛИПОЗИЦИОННОСТЬ ПЕДАГОГА — ТРЕБОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ТРУДОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Аннотация

В статье актуализируются вопросы расширения функций и видов профессиональной деятельности педагога в условиях новой трудовой реальности. Рассматривается проблема взаимосвязи полипозиционности и профессиональной мобильности современного учителя. Особое внимание уделяется описанию ролевого репертуара учителя, обусловленного социокультурной ситуацией и «образом современного детства». Обосновывается идея влияния процессов стандартизации и интенсификации деятельности на формирование профессиональной позиции педагога. На основе эмпирических материалов анализируется отношение учителей к полипозиционности в контексте требований профессионального стандарта.

Ключевые слова

Профессиональная позиция, полипозиционность учителя, ролевой репертуар педагога, профессиональная роль, профессиональная мобильность, профессиональный стандарт педагога.

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Аксенов С. И., Арифулина Р. У., Белова Е. А., Быстрицкая Е. В., Занозин Д. А., Киселева Е. С. Функции полипозиционного подхода в создании оптимизирующей молодежной среды вуза [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2013. № 4. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/f0b/8-funktsii-polipozitsionnogo-podkhoda-v-sozdanii-optimizi_.pdf
2. Архангельский А. И. Формирование профессиональной мобильности у студентов в процессе обучения в технических вузах : дис. … канд. пед. наук. М., 2003. 146 с.
3. Быстрицкая Е. В., Воронин Д. И., Борщевская Ю. М. Метапредметная основа формирования психолого-педагогических компетенций студента на основании методов полипредметности и полипозиционности [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-1. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=17163.
4. Горюнова Л. В. Составляющие профессиональной мобильности современного специалиста // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2007. № 1. С. 63—68.
5. Дьяконов Б. П., Игошев Б. М. Новые профессиональные роли педагога в современной информационно-образовательной среде // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 5. С. 59—69.
6. Игошев Б. М. Профессиональная мобильность учителя: организационно-педагогический аспект // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2008. № 56, вып. 23. С. 34—40.
7. Калиновский Ю. И. Развитие социально-профессиональной мобильности андрагога в контексте социокультурной образовательной политики региона : дис. … д-ра пед. наук. СПб., 2001. 470 с.
8. Мищенко В. А. Профессиональная мобильность как одно из основных психолого-педагогических качеств будущего специалиста // Образование и наука. 2009. № 3 (60). С. 35—42.
9. Нужнова С. В. Сущность и структура понятия профессиональной мобильности в современном обществе [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusnauka.com/Pedagog/185.html (дата обращения 20.06.2016).
10. Писарева С. А., Тряпицына А. П. Профессиональная педагогическая деятельность: новая трудовая реальность [Электронный ресурс] // Письма в Эмиссия.Оффлайн. Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал). URL: http://www.emissia.org/offline/2015/2432.htm.
11. Проданов И. И. Исследование путей управления профессионализмом учителя в инновационной системе образования региона. СПб. : РГПУ, 1998. 238 с.
12. Профессиональный стандарт педагога. URL: http://www.krao.ru/rb-topic_t_1087.htm (дата обращения 15.02.2016).
13. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика : учеб. для студ. вузов / ред. В. А. Сластенин. М. : Академия, 2011. 608 с.
14. Степанова И. А. Профессиональная мобильность педагога как научно-педагогический феномен // Образование и наука. 2009. № 5 (62). С. 37—45.
15. Феттер И. В. Изменения в профессиональной деятельности педагога: стандартизация и интенсификация [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. URL: http:// www.science-education.ru/127-20502.
16. Феттер И. В., Петрухина О. А. Формирование полипозиционности будущих педагогов в условиях конкурсной деятельности в вузе // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология : сб. статей. Ялта : РИО ГПА, 2016. Вып. 51 (3). Ч. 3. С. 270—277.