Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2016. № 4(20). С. 244—256

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378.147

Глазков Юрий Александрович, кандидат педагогических наук, доцент
Московский педагогический государственный университет
Егупова Марина Викторовна, доктор педагогических наук, доцент
Московский педагогический государственный университет

 

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ: ЗАДАНИЯ, МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

Аннотация

Поставлена проблема недостаточности дидактических материалов для формирования универсальных учебных действий (УУД) при обучении математике в 7—9 классах. Предложены шесть групп заданий для использования на уроках. Задания первой группы соответствуют заданиям в КИМ ОГЭ на выбор верного утверждения. Вторая группа заданий направлена на обучение анализу готового решения. Третья группа предусматривает работу с предписаниями. Четвертая связана с обоснованием некоторого факта, формулированием правил, составлением «памяток», работой с «шагами» доказательств. Пятая группа заданий состоит из несложных задач на приложения математики, на поиск ошибок в доказательствах, на составление задач по чертежу. Задания шестой группы требуют от учащихся проверить схему доказательства, дополнить ее или решить задачу, связанную с практическими приложениями математики, более сложную по сравнению с задачей пятой группы. Перечисленные группы заданий охватывают большинство видов УУД. В статье приведены примеры таких заданий для уроков геометрии.

Ключевые слова

Обучение математике, основная школа, универсальные учебные действия, задания.

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Боженкова Л. И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии. М. : Бином, 2013. 210 с.
2. Геометрия. 7—9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Л. С. Атанасян [и др.]. М. : Просвещение, 2014. 383 с.
3. Глазков Ю. А., Егупова М. В. Универсальные учебные действия. Рабочая тетрадь по геометрии. 7 класс. К учебнику Л. С. Атанасяна и др. «Геометрия. 7—9 классы». М. : Экзамен, 2016. 80 с.
4. Глазков Ю. А., Егупова М. В. Геометрия. 7—9 класс. Практикум по планиметрии. Готовимся к ГИА : учеб. пособие. М. : Интеллект-центр, 2014. 80 с.
5. Глазков Ю. А., Камаев П. М. Рабочая тетрадь по геометрии. 7 класс. К учебнику Л. С. Атанасяна и др. «Геометрия. 7—9 классы». М. : Экзамен, 2013. 77 с.
6. Егупова М. В. Методическая система подготовки учителя к практико-ориентированному обучению математике в школе. М. : МПГУ, 2014. 220 с.
7. Егупова М. В. Практико-ориентированное обучение математике в школе : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению 050100 «Педагогическое образование». М. : МПГУ, 2014. 208 с.
8. Едуш О. Ю. Геометрия 7 кл.: Подсказки на каждый день. М. : Владос, 2001. 176 с.
9. Ершова А. П. Сборник заданий для тематического и итогового контроля знаний. Геометрия. 7 класс. М. : Илекса, 2013. 112 с.
10. Изучение геометрии в 7—9 классах : пособие для учителей / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков [и др.]. М. : Просвещение, 2009. 255 с.
11. Концепция развития математического образования в Российской Федерации // Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/3894.
12. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. Кн. 2. Психология образования. 2-е изд. М. : ВЛАДОС, 1995. 496 с.
13. ФГОС ООО // Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/938.
14. ФГОС СОО // Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/2365.
15. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий / под ред. А. Г. Асмолова. М. : Просвещение, 2011. 198 с.