Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2016. № 2(18). С. 266—273

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378.1

Пак Любовь Геннадьевна, доктор педагогических наук, доцент
Оренбургский государственный педагогический университет
Валеева Марина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент
Оренбургский государственный педагогический университет

 

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПЫТА СТУДЕНТА ВУЗА

Аннотация

В статье изложены результаты исследования, посвященного выявлению теоретических основ педагогического содействия формированию личностно-профессионального опыта студента вуза. Определено содержание авторской дефиниции «личностно-профессиональный опыт студента вуза», описан процесс формирования исследуемого феномена. Представлены основные характеристики педагогического содействия формированию личностно-профессионального опыта студента (недирективный, латентно-сопровождающий характер деятельности преподавателя; комплиментарная совместность и равнодействие со стороны субъектов образования; усиление консультативно-координирующей и фасилитационной функций профессионально-педагогического взаимодействия; создание гуманистической, безопасно-комфортной атмосферы образовательного процесса; трансцендирование субъективности субъектов образования в рамках общности совместного бытия; ориентация на имеющийся у студента личностно-профессиональный опыт; активизация субъектной позиции студента), определяющие основу для ориентиров обновления образовательного процесса вуза в контексте оптимального формирования личностно-профессионального опыта студента.

Ключевые слова

Педагогическое содействие, личностно-профессиональный опыт, система высшего профессионального образования, образовательный процесс вуза, студент.

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Ананьина Е. В. Педагогическое содействие становлению готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2007. № 6 (78). С. 124—126.
2. Барановская Л. А., Игнатов Н. А. Организационно-педагогическое сопровождение содействия формированию социальной ответственности студентов // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. Педагогика. 2010. № 4. С. 13—18.
3. Елькина О. Ю. Теоретическая модель подготовки будущего учителя к формированию продуктивного опыта младших школьников // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2007. № 1 (45). С. 250—255.
4. Зеленцова А. В. Личностный опыт в структуре содержания образования : автореф. дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 1996. 21 с.
5. Зуева Ф. А. Педагогическое содействие развитию профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников в системе профильного образования : дис. … д-ра пед. наук. Челябинск, 2012. 480 с.
6. Карпов А. В. Психология труда. М. : Владос Пресс, 2005. 352 с.
7. Конюхов Н. И. Словарь-справочник практического психолога. Воронеж : НПО «МОДЭК», 1996. 224 с.
8. Кургинян С. С. Педагог как со-субъект развития: к вопросу о содействующем характере деятельности педагога // Психология образования, подготовка кадров и психологическое просвещение : материалы IV науч.-практ. конф. М. : Федерация психологов образования России, 2007. С. 228—230.
9. Кургинян С. С. Психолого-педагогическое содействие формированию адекватного отношения к себе в подростковом возрасте // Наука и школа. 2008. № 3. С. 74—75.
10. Лежнева М. С. Педагогическое содействие формированию мотивационной готовности к межпрофессиональному взаимодействию у будущих специалистов в области компьютерных технологий // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 5. С. 110—114.
11. Лежнева Н. В., Пищулина Т. В. Технология педагогического содействия становлению студента как субъекта непрерывного профессионального образования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. Образование. Педагогические науки. 2012. № 26. С. 66—70.
12. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / под ред. Д. А. Леонтьева. М. : Смысл : Академия, 2004. 346 с.
13. Пак Л. Г. Субъектно-развивающая социализация студента вуза: теоретико-методологические основания. М. : Спутник, 2010. 178 с.
14. Профессиональная пригодность: субъектно-деятельностный подход / под ред. В. А. Бодрова. М. : Ин-т психологии РАН, 2004. 390 с.
15. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. М. : Логос, 1999. 272 с.
16. Серый А. В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов. Кемерово : Кузбассвузиздат, 2002. 186 с.
17. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М. : Школа-Пресс, 1995. 384 с.
18. Стрелков Ю. К. Временная форма профессионального опыта // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. 2010. № 2. С. 23—31.
19. Черникова Т. В. Психологическая поддержка специалистов «помогающих» профессий: антропологический подход // Вестник Оренбургского государственного университета. 2004. № 9. С. 53—61.