Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2018. № 4(28). С. 267—279

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 371.1

Бичева Ирина Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина
Мелентович Анна Васильевна, магистрант
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

 

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация

Целью публикации является теоретическое обоснование индивидуальной траектории профессионального развития педагога дошкольной образовательной организации как условия его профессионального становления и роста. В статье проводится научно-теоретический анализ понятия «индивидуальная траектория» в исследованиях отечественных ученых. Индивидуальная траектория профессионального развития педагога дошкольной образовательной организации (ИТПРПДОО) определяется авторами как целенаправленно проектируемая дифференцированная программа действий, обеспечивающая каждому педагогу личный (индивидуальный) темп и путь непрерывного профессионального продвижения, совершенствования и роста педагогического мастерства в единстве самообучения и методического сопровождения. Отмечается, что проектирование ИТПРПДОО имеет особое значение в условиях современного общественного развития, так как ориентировано на зону ближайшего развития, перспективу профессионального роста с учетом реальных достижений и возможных затруднений. Методологическим основанием при разработке ИТПРПДОО приняты идеи акмеологического подхода. Определены цель, задачи, алгоритм проектирования, критерии оценки ИТПРПДОО на этапе разработки и в процессе реализации. Выделены основные преимущества ИТПРПДОО, влияющие на достижение более качественных результатов в общей системе работы дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова

Дошкольное образование, дошкольная образовательная организация, профессиональное развитие, индивидуальная траектория, индивидуальная траектория профессионального развития педагога.

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2018.28.19

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Ануфриева Д. Ю. Проблема развития личного опыта педагога в философии // Философия образования. 2012. Т. 43, № 4. С. 188—193.
2. Белинова Н. В., Сидорова А. Е. Социально-образовательное проектирование в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 6. С. 59—61.
3. Бичева И. Б., Гладкова Н. Е., Царева И. А., Каргина Е. В. Проектирование системы правового воспитания участников правовых отношений в дошкольной образовательной организации // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-5. С. 24—30.
4. Бичева И. Б., Мелентович А. В., Десятова С. В. Методическая работа как условие профессионального развития педагога дошкольного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-4. С. 33—36.
5. Бичева И. Б., Филатова О. М. Перспективы профессиональной подготовки педагогов: аксиологический подход [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, № 2. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-2-3.
6. Бичева И. Б., Хижная А. В., Десятова С. В. Акмеологические основания профессионального развития педагогов дошкольного образования [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования. 2018. № 2 (32). С. 48—53. URL: https://pnojournal.files.wordpress.com/2018/04/pdf_180208.pdf.
7. Бичева И. Б., Хижная А. В., Сундеева М. О. Особенности формирования самостоятельности как качества педагога-новатора [Электронный ресурс] // Государственный советник. 2018. № 1 (21). С. 32—35. URL: https://gossovetnik.files.wordpress.com/2018/03/180501.pdf.
8. Бичева И. Б., Юдакова О. В., Комлева А. С., Царева И. А. Конкурентоспособность как важная личностно-профессиональная характеристика современного педагога // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-6. С. 25—31.
9. Вдовина С. А. Индивидуальные образовательные траектории как средство реализации субъект-субъектных отношений в учебном процессе современной школы : дис. … канд. пед. наук. Тобольск, 2000. 175 c.
10. Вдовина С. А., Кунгурова М. М. Сущность и направления реализации индивидуальной образовательной траектории [Электронный ресурс] // Интернет-журнал Науковедение. 2013. № 6 (19). С. 175. URL: https://naukovedenie.ru/PDF/40PVN613.pdf.
11. Глотова М. Ю., Самохвалова Е. А. Индивидуальные образовательные траектории на базе систем дистанционной поддержки образовательного процесса на примере СДО MOODLE // Наука и школа. 2015. № 5. С. 60—68.
12. Горина Л. В. Профессиональный рост педагогов как фактор повышения качества дошкольного образования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, № 4. С. 372—375.
13. Журавлева Л. В. Образовательный продукт: понятие и ценность // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 321. С. 159—163.
14. Зеер Э. Ф., Заводчиков Д. П., Зиннатова М. В., Лебедева Е. В. Индивидуальная образовательная траектория как установка субъекта в системе непрерывного образования // Научный диалог. 2017. № 1. С. 266—279.
15. Зеер Э. Ф., Попова О. С. Индивидуальные образовательные траектории обучающихся в профессиональной школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2016. № 2. С. 58—62.
16. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Индивидуальные образовательные траектории в системе непрерывного образования // Педагогическое образование в России. 2014. № 3. С. 74—82.
17. Илалтдинова Е. Ю., Фильченкова И. Ф., Фролова С. В. Особенности организации постдипломного сопровождения выпускников программы целевого обучения в контексте сопровождения жизненного цикла профессии педагога [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2017. № 3 (20). DOI: 10.26795/2307-1281-2017-3-2.
18. Казначеева С. Н., Бичева И. Б., Юдакова О. В. Повышение эффективности кадрового менеджмента: тенденции и особенности управления // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2016. № 2. С. 44—50.
19. Ломакина Т. Ю. Концептуальные подходы формирования образовательной траектории личности в системе непрерывного образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2013. № 6 (15). С. 69—77.
20. Макаренко Т. А. Психолого-педагогическая поддержка личностного и профессионального развития будущих социальных педагогов // Психология обучения. 2007. № 8. С. 72—80.
21. Макаренко Т. А., Панина С. В., Мордовская А. В. Формирование индивидуальной профессиональной траектории будущих педагогов: теория и практика. М. : Изд-во Современного гуманитарного университета, 2008. 148 с.
22. Мельникова О. В., Богомолова М. В., Стародубцева Е. В. Проектирование программ профессионального развития педагогов дошкольного образования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5, № 3. С. 204—211.
23. Назаров С. А. Психолого-акмеологический подход в системе профессионального развития личности // Акмеология. 2017. № 1 (61). С. 75—77.
24. Самерханова Э. К., Имжарова З. У. Вариативность основных профессиональных программ как механизм обеспечения реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2016. № 1 (1). URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/147/148.
25. Стародубцева Е. В. Консультационное сопровождение инновационной деятельности педагогов как фактор профессионального развития // Образование и саморазвитие. 2011. Т. 5, № 27. С. 42—47.
26. Суржикова Л. Ф., Штанько И. В., Молчанова А. В. Индивидуальная образовательная траектория как средство персонифицированной подготовки педагогов дополнительного образования // Человеческий капитал. 2013. № 4 (52). С. 108—113.
27. Терехова Н. Ю. Сложный образовательный продукт как интегральная образовательная система // Интеграция образования. 2014. № 3. С. 6—11.
28. Феттер И. В., Петрухина О. А. Полипозиционность педагога — требование современной трудовой реальности [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2016. № 3. С. 222—228. URL: http://vestospu.ru/archive/2016/articles/24_19_2016.pdf.
29. Хуторской А. В., Король А. Д. Диалогичность как проблема современного образования (философско-методологический аспект) // Вопросы философии. 2008. № 4. С. 109—115.
30. Чередниченко Г. А. Формирование образовательных и профессиональных траекторий молодежи: внешние регуляторы и действия субъектов : автореф. дис. … д-ра социол. наук / Ин-т социологии РАН. М., 2015. 42 с.
31. Шендрик И. Г. Образование профессионала в условиях инновационного развития // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика». 2012. № 1. С. 56—60.
32. Штанько И. В. Индивидуальная образовательная траектория как средство непрерывного совершенствования педагогов // Человеческий капитал. 2012. № 2 (38). С. 148—151.
33. Штанько И. В. Модель индивидуальной образовательной траектории профессионального совершенствования педагога в условиях модернизации образования // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Сер. Гуманитарные науки. 2012. № 2. С. 70—74.
34. Юрловская И. А. Индивидуальная траектория профессионального развития студентов как педагогическая проблема // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 3. С. 126—129.
35. Belinova N. V., Bicheva I. B., Kolesova O. V., Khanova T. G., Khizhnaya A. V. Features of professional ethics formation of the future // Espacios. 2017. Vol. 38, N. 25. Р. 9.
36. Gruzdeva M. L., Prokhorova O. N., Chanchina A. V., Chelnokova E. A., Khanzhina E. V. Postgraduate information support for graduates of pedagogical universities // Popkova E. (eds.) The Impact of Information on Modern Humans. HOSMC 2017. Advances in Intelligent Systems and Computing. Springer, Cham, 2018. Vol. 622. P. 143—151. DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_19.
37. Kochetova E. V., Gutsu E. G., Demeneva N. N., Mayasova T. V., Fedoseeva O. I. Psychological mechanisms of professional formation of individualization of future teachers during their researches in a higher educational institution // Journal of Fundamental and Applied Sciences. 2017. Vol. 9, N. 2s. P. 1484—1493. DOI: 10.4314/jfas.v9i2s.855.

 

Библиографическая ссылка на данную статью:

Бичева И. Б., Мелентович А. В. Индивидуальная траектория профессионального развития педагога дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2018. № 4 (28). С. 267—279. URL: http://vestospu.ru/archive/2018/articles/19_28_2018.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2018.28.19.