Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2018. № 2(26). С. 304—312

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 37.013

Четвертных Татьяна Владимировна, аспирант
Омский государственный педагогический университет

 

ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЛИЧНОСТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация

В статье представлены результаты анализа подходов к определению сущности формирующего оценивания. Показаны философские основания формирующего оценивания; проведено его сопоставление с суммативным оцениванием. На основе контент-анализа современных зарубежных и отечественных научных трудов выявлены особенности данного вида оценивания, за счет которых оно оказывает влияние на личностные образовательные результаты обучающихся. Системный анализ основных инструментов (техник, приемов) осуществления формирующего оценивания в образовательном процессе школы позволил автору определить функции формирующего оценивания, способствующие достижению личностных результатов обучающихся. Обоснован механизм интериоризации школьником содержания образования на процессуальном уровне за счет использования формирующего оценивания.

Ключевые слова

Формирующее оценивание, суммативное оценивание, текущее оценивание, содержание образования, личностные образовательные результаты.

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2018.26.21

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Бойцова Е. Г. Формирующее оценивание образовательных результатов учащихся в современной школе // Человек и образование. 2014. № 1. C. 171—175.
2. Богданова В. О. Конструктивистские идеи в педагогике: от адаптации к свободе // Педагогический журнал. 2012. № 2—3. С. 23—38.
3. Вилкова Л. В. Качество школьного иноязычного образования: формирующее оценивание // Дискуссия. 2014. № 6 (47). С. 76—80.
4. Вилкова Л. В. Анализ понятия «оценка» в психолого-педагогических исследованиях // Проблемы теории и практики подготовки современного специалиста : межвуз. сб. науч. тр. с междунар. участием. Н. Новгород : НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2011. Вып. 13. С. 68—71.
5. Вилкова Л. В. Ретроспективный анализ моделей оценки качества школьного образования // International scientific journal “Global Science Communications”. 2012. № 4 (17) : matters of International Scientific Internet Conference “Prospects for the development of modern science” (Kazakhstan, September 10—16, 2012). Almaty, Kazakhstan : Cranendonck 2 5673 LA, 2012. C. 63—68.
6. Вилкова Л. В. Элементы формирующей оценки качества школьного образования // Молодой ученый. 2012. № 11 (46). С. 401—403.
7. Витушкина Э. В., Кружилина Т. В. Особенности формирования самооценки младших школьников как основы достижения личностного результата образования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 1. С. 72—83.
8. Витушкина Э. В. Педагогические условия формирования дифференцированной самооценки младших школьников // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2014. № 1. С. 81—87.
9. Землянская Е. Н. Формирующее оценивание (оценка для обучения) образовательных достижений обучающихся // Современная зарубежная психология. 2016. № 3. С. 50—58.
10. Комаров А. И. Логика и педагогика // Педагогическое мышление: направления, проблемы, поиски : коллективная монография. М. : Русское слово, 2015. С. 39—61.
11. Лернер И. Я. Учебный предмет, тема, урок. М. : Знание, 1988. 80 с.
12. Лобастов Г. В. Философия и личность // Педагогическое мышление: направления, проблемы, поиски : коллективная монография. М. : Русское слово, 2015. С. 10—39.
13. Логвина И., Рождественская Л. Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя-предметника. Narva : Tartu Ülikooli, 2012. 48 с.
14. Михайлова Е. К. Современные подходы к оцениванию учебных достижений школьников // В мире научных открытий. 2012. № 9.2. С. 328—341.
15. Михайлова Е. К. Обеспечение качества обучения школьников как педагогическая проблема // Современные инновационные технологии в школьном образовании : монография. Красноярск : Научно-инновационный центр, 2012. С. 77—102. 16. Пинская М. А. Формирующее оценивание: оценивание в классе. М. : Логос, 2010. 264 с.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897, в редакции приказов Минобрнауки России от 29.10.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577) [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/938/ (дата обращения 12.10.2017).
18. Фишман И. С. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся. М. : Учебная литература, 2007. 244 с.
19. Шакиров Р. Х., Буркитова А. А., Дудкина О. И. Оценивание учебных достижений учащихся : метод. руководство. Бишкек : Билим, 2012. 80 с.
20. Assessment for Learning — 10 principles [Электронный ресурс]. URL: https://www.aaia.org.uk/blog/2010/06/16/assessment-reform-group/ (дата обращения 26.10.2017)
21. Black P., Wiliam D. Developing the theory of formative assessment // Educational Assessment, Evaluation and Accountability (formerly: Journal of Personnel Evaluation in Education). 2009. Vol. 21, N. 1. P. 5—31.
22. Black P., Wiliam D. Seven Strategies of Assessment for Learning. Oxford, 2008. 135 р.
23. Black P., Harrison C., Lee C., Marshall B., Wiliam D. Working inside the black box: assessment for learning in the classroom // Phi Delta Kappan. 2004. Vol. 86 (1). P. 8—21.
24. Clark I. Formative assessment: Assessment is for self-regulated learning // Educational Psychology Review. 2012. Vol. 24, N. 2. P. 205—249.
25. Loevinger J. Ego Development: Conceptions and Theories. San-Francisco : Jossey-Bass, 1976. 232 р.
26. Shepard L. A. Formative assessment: Caveat emptor // The future of assessment: shaping teaching and learning: ETS Conference. New York, 2005. 37 p.
27. Formative assessment: Guidance for early childhood policymakers [Electronic resource]. URL: http://ceelo.org/wpcontent/uploads/2014/04/ceelo_policy_report_formative_assessment.pdf (дата обращения 29.10.2017).

 

Библиографическая ссылка на данную статью:

Четвертных Т. В. Формирующее оценивание и его влияние на личностные образовательные результаты обучающихся [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2018. № 2 (26). С. 304—312. URL: http://vestospu.ru/archive/2018/articles/21_26_2018.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2018.26.21.