Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2019. № 2(30). С. 228—236

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 372.881.161.1

Антипова Наталья Борисовна, аспирант
Страсбургский университет

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ВИЗУАЛЬНОЙ ОПОРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ

Аннотация

В статье раскрыты понятия визуализация и визуальная опора, рассмотрены типы визуальных опор, применяемых автором на начальном этапе обучения русскому языку как иностранному, описаны дидактические функции визуальной опоры как многофункционального средства наглядности, которое способствует образованию правильных представлений об изучаемых явлениях языка и культуры, помогает восприятию и порождению речи. Автор обосновывает необходимость использования визуальных опор при обучении говорению на начальном этапе, описывает собственный опыт работы с визуальными опорами в процессе обучения русскому языку полилингвальной аудитории в условиях зарубежного вуза.

Ключевые слова

Наглядность, визуализация, визуальная опора, визуальная среда обучения, типы визуальных опор, функции визуальной опоры, полилингвальная аудитория, обучение русскому языку как иностранному, иностранные студенты.

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2019.30.14

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Абдрахманова И. Э. Дидактические возможности аудиовизуальных средств как ретрансляторов российской культуры на занятиях по русскому языку как иностранному // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2009. № 7 (75). С. 207—211.
2. Абдулаев Э. Н. Использование визуальной информации в преподавании истории // Преподавание истории в школе. 2012. № 10. С. 7—11.
3. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М. : ИКАР, 2009. 448 с.
4. Вострикова Е. А. Организация коммуникации школьников в проектной деятельности визуальными средствами информационных технологий : дис. … канд. пед. наук. Новокузнецк, 2004. 196 c.
5. Гадалина И. И., Исмаилова Х. Э. К вопросу создания учебных пособий по развитию речи с использованием ситуативных картинок // Вестник Московского государственного педагогического университета. Сер. Педагогика и психология. 2016. № 3 (37). С. 74—84.
6. Городилова Г. Г. Обучение речи и технические средства. М. : Русский язык, 1979. 206 с.
7. Дейкина А. Д., Янченко В. Д. Некоторые тенденции современной методики преподавания русского языка как иностранного // Современная коммуникативистика. 2018, № 1. С. 47—52.
8. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М. : Учпедгиз, 1956. 378 с.
9. Заславская О. Ю., Пучкова Е. С. Анализ возможностей визуализации и подходы к ее применению для обучения информатике учителей начальных классов в системе среднего профессионального образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Информатизация образования. 2015. № 3. С. 7—13.
10. Заславская О. Ю., Пучкова Е. С. Визуализация и подходы к ее применению при обучении информатике учителей начальных классов в системе среднего профессионального образования // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер. Информатика и информатизация образования. 2014. № 3 (29). С. 44—50.
11. Зельманова Л. М. Наглядность в преподавании русского языка : пособие для учителя. М. : Просвещение, 1984. 159 с.
12. Коменский Я. А. Мир чувственных вещей в картинках // Избранные педагогические сочинения : в 2 т. М. : Педагогика, 1982. Т. 2. 576 с.
13. Ляховицкий М. В., Антипович Н. К., Бухбиндер В. А. [и др.]. Теория и практика применения технических средств в обучении иностранным языкам / под ред. М. В. Ляховицкого. Киев : Вища школа, 1979. 255 с.
14. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М. : Русский язык, 1989. 276 с.
15. Песталоцци И. Г. Как Гертруда учит своих детей // Избранные педагогические сочинения. М. : Педагогика, 1981. Т. 1. С. 61—212.
16. Рапуто А. Г. Визуализация как неотъемлемая составляющая процесса обучения преподавателей // Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 5. С. 138—141.
17. Романова Н. Н., Амелина И. О., Черкашина Т. Т. Оптимизация работы с аутентичными аудиовидеоматериалами на занятиях по русскому языку как иностранному // Известия Юго-Западного государственного университета. Сер. Лингвистика и педагогика. 2018. Т. 8, № 2 (27). С. 83—92.
18. Сидельникова Т. Т. Потенциал и ограничения визуализации как метода изучения социально-гуманитарных дисциплин // Интеграция образования. 2016. Т. 20, № 2. С. 281—291.
19. Ушинский К. Д. Моя система воспитания. О нравственности / сост., предисл., коммент. В. О. Гусаковой. М. : АСТ, 2018. 572 с.
20. Щукин А. Н. Обучение речевому общению на русском языке как иностранном : учеб.-метод. пособие для преподавателей рус. языка как иностранного. 2-е изд., стер. М. : Русский язык. Курсы, 2015. 784 с.
21. Янченко В. Д. Принцип наглядности и его реализация в обучении русскому языку китайских студентов-филологов // Динамика языковых и культурных процессов в современной России : материалы V Конгресса РОПРЯЛ (г. Казань, 4—8 октября 2016 г.). СПб. : РОПРЯЛ, 2016. Вып. 5. С. 2174—2177.
22. Baptiste A., Belisle C., Pechenart J.-M. Le guide méthodologique. Des choix personnels aux compétences. Dossier Photo langage. Paris : Edition d’organisation, 1991. 214 p.
23. Muller C. La photographie, un outil pour communiquer en classe de langue // Recherche et pratiques pédagogiques en langues de spécialité — Cahiers de l’ APLIUT. 2012. Vol. XXXI, № 1. P. 10—27. URL: https://journals.openedition.org/apliut/2224 (дата обращения 22.02.19).

 

Библиографическая ссылка на данную статью:

Антипова Н. Б. Дидактические функции визуальной опоры в процессе обучения русскому языку как иностранному на начальном этапе [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2019. № 2 (30). С. 228—236. URL: http://vestospu.ru/archive/2019/articles/14_30_2019.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2019.30.14.