Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2019. № 1(29). С. 210—222

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378.046.4

Куламихина Ирина Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент
Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина

 

КОНСТРУИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ: ПРИНЦИПЫ, ПОДХОДЫ И ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ

Аннотация

В статье рассматривается проблема конструирования содержания курса в системе повышения квалификации в методологическом аспекте. Выявлены андрагогические принципы и методологические подходы к конструированию содержания курса, направленного на развитие иноязычной коммуникативной компетенции научно-педагогических работников вуза. Результаты, представленные в статье, вносят вклад в теорию и методику образования взрослых в части разработки содержания курса обучения на основе выделенных автором андрагогических принципов: осмысленного изучения иностранного языка, включения субъектного коммуникативного опыта слушателей курса, учета их коммуникативных потребностей. Реализация деятельностного, модульного и ситуативного подходов к организации предметного содержания курса в виде основных элементов (сфера общения, коммуникативная тема, коммуникативная ситуация) обеспечивает интеграцию языковой и социокультурной компоненты в содержании обучения. Сконструированное на основе данных принципов и подходов смыслопорождающее содержание обучения является необходимым условием успешного развития иноязычной коммуникативной компетенции взрослых, обучающихся в системе повышения квалификации. Соблюдение данных принципов и подходов в образовании взрослых способствует развитию положительной мотивации к изучению иностранного языка, формированию ответственности за результаты учебной деятельности.

Ключевые слова

Обучение взрослых, иноязычная коммуникативная компетенция, конструирование содержания обучения иностранному языку, модульный подход, ситуативный подход.

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2019.29.18

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Апиш Ф. Н. Особенности мотивационного проектирования в образовании взрослых обучающихся // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3: Педагогика и психология. 2008. № 7. С. 26—31.
2. Батракова И. С. Анализ современных подходов к образованию взрослых в педагогических исследованиях [Электронный ресурс] // Письма в Эмиссия.Оффлайн. 2013. № 8. ART 2034. URL: http://www.emissia.org/offline/2013/2034.htm.
3. Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции. М. : Логос, 2009. 336 с.
4. Вятютнев М. Н. Теория учебника русского языка как иностранного (Методические основы). М. : Русский язык, 1984. 144 с.
5. Горбунов А. Г. Особенности формирования способности к иноречевому взаимодействию в системе дополнительного профессионального образования // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 8. С. 163—187. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-8-163-187.
6. Григорьева Е. В., Исмагилова Л. Р. Целостная реализация принципов отбора и проектирования содержания обучения иностранному языку в контексте интернационализации образования // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 4 (53). С. 35—38.
7. Громкова М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 415 с.
8. Густова Е. А. Методология и методика изучения психологических особенностей обучения взрослых иностранному языку // Вестник МГОУ. Сер. Психологические науки. 2015. № 4. С. 46—53.
9. Есенкова Т. Ф. Педагогические технологии в образовании взрослых: методология, содержание, эффективность // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-7. С. 1483—1488.
10. Зимняя И. А. Коммуникативная компетентность: психологическая характеристика // V Съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество». Материалы участников съезда. М. : Рос. психол. о-во, 2012. Т. 1.
11. Зинченко В. П. Живое знание. Самара : СГПУ РАО, 1998. 216 с.
12. Кезин В. Г. Психолого-педагогические особенности обучения взрослых // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2012. № 17. С. 21—26.
13. Козубовская Л. А., Сентебова Е. Л. Отбор лексического материала при обучении взрослых иностранному языку — личностно ориентированный подход // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7, № 5/2. С. 234—237. DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-5/2-234-237.
14. Корсакова Е. В. Система непрерывного образования взрослых: социально-психологические характеристики взрослых учащихся // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2014. № 2 (82). С. 154—159.
15. Куламихина И. В., Есмурзаева Ж. Б. Модель развития коммуникативной компетенции бакалавров при обучении иностранному языку в неязыковых вузах // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. № 4. С. 107—112.
16. Куламихина И. В., Есмурзаева Ж. Б., Марус М. Л., Пестова Е. В. Модель деятельности преподавателей вуза по организации внеаудиторной работы обучающихся [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 3. С. 150—157. URL: https://science-education.ru/pdf/2018/3/27710.pdf.
17. Кускова М. В. Актуальные проблемы образования взрослых в системе дополнительного профессионального образования // Вестник ТОГИРРО. 2016. № 1 (33). С. 69—70.
18. Мухлаева Т. В. Планирование программ в образовании взрослых — транснациональный контекст // Человек и образование. 2015. № 3 (44). С. 57—61.
19. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация : пер. с англ. М. : Когито-Центр, 2002. 396 с.
20. Семенова Ю. И. Учет фактора мотивации в процессе обучения взрослой аудитории // Теория языка и межкультурная коммуникация. 2008. № 3. С. 86—88.
21. Тимирбаева Г. Р., Сайфуллин Р. С. Отбор и проектирование профессионально ориентированного содержания учебных дисциплин при обучении английскому языку будущих инженеров в системе дополнительного профессионального образования // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17, № 24. С. 342—346.
22. Хуторской А. В. Деятельность как содержание образования // Народное образование. 2003. № 8. С. 107—114.
23. Шаравьев В. А. Взрослый обучающийся краткосрочных курсов по иностранному языку: субъектная характеристика // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 6 (171). С. 128—131.
24. Crick R. D. Key Competencies for Education in a European Context: Narratives of Accountability or Care // European Educational Research Journal. 2008. Vol. 7 (3). P. 311—318.
25. Hadar L., Brody D. Individual Growth and Institutional Advancement: The In-House Model for Teacher Educators’ Professional Learning // Teaching and Teacher Education. 2018. Vol. 75. P. 105—115. DOI: 10.1016/j.tate.2018.06.007.
26. Keow Ngang Tang. The Importance of Soft Skills Acquisition by Teachers in Higher Education Institutions // Kasetsart Journal of Social Sciences. 2018. Vol. 1. P. 6. DOI: 10.1016/j.kjss.2018.01.002.
27. Kulamikhina I. V., Birova J., Alipichev A. Yu., Vasbieva D. G., Kalugina O. A. Developing Communication and Critical Thinking through Creative Writing in English and French Language: Analysis of Classroom Management Strategies // Komunikacie. 2018. Vol. 1a. P. 115—131.
28. Novikova Y. B., Alipichev A. Y., Kalugina O. A., Esmurzaeva Z. B., Grigoryeva S. G. Enhancement of Socio-Cultural and Intercultural Skills of EFL Students by Means of Culture-Related Extra-Curricular Events // Xlinguae. 2018. Vol. 11 (2). P. 206—217. DOI: 10.18355/XL.2018.11.02.16.
29. Pachauri D., Yadav A. Importance of Soft Skills in Teacher Education Program // International Journal of Educational Research and Technology. 2014. Vol. 5. P. 22—25.
30. Spitzberg B. H., Cupach W. R. Interpersonal Communication Competence. Sage : Beverly Hills, CA, 1984. 531 p.
31. Widdowson H. G. Defining Issues in English Language Teaching. Oxford : Oxford University Press, 2003. 190 p.
32. Wiemann J., Jiro T., Hiroshi O., Wiemann M. A Relational Model of Communication Competence // Emerging Theories of Human Communication / ed. by Branislov Kovacic. New York : State University Press, 1997. P. 25—44.

 

Библиографическая ссылка на данную статью:

Куламихина И. В. Конструирование содержания курса в системе образования взрослых: принципы, подходы и опыт реализации [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2019. № 1 (29). С. 210—222. URL: http://vestospu.ru/archive/2019/articles/18_29_2019.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2019.29.18.