Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2020. № 1 (33). С. 144—157

 

07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

УДК 791.43/.45:94(47)“193”

Фишева Анастасия Александровна, кандидат исторических наук
Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства

 

ОБРАЗ «НОВОГО ЧЕЛОВЕКА» В СОВЕТСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ В 1930-е гг.

Аннотация

В 1920—1930-е гг. советской властью началась реализация широкомасштабного проекта по созданию «нового человека», нацеленного на формирование его духовно-нравственных и физических характеристик, необходимых для стабильности режима. Образ «нового человека» — спортсмена, труженика, воина-защитника — большевики активно внедряли в массовое сознание, в том числе используя для этого одно из самых эффективных агитационно-пропагандистских орудий — кинематограф. Характерной чертой кинофильмов 1930-х гг. в жанре соцреализма была демонстрация телесности «новых людей» и презентация новых видов социалистического досуга в рамках идеологической модели «жить стало лучше, жить стало веселее». Занятия физкультурой и спортом как одна из форм досуга советского человека, способствующая созданию идеального физического облика и выработке необходимых морально-нравственных качеств, нашла отражение в первом спортивном фильме «Вратарь» и в других многочисленных киноэпизодах, демонстрирующих спортивно-массовые мероприятия (соревнования, парады физкультурников и пр.). В статье анализируются основные черты человека нового типа и новые виды спортивно-массового досуга, отраженные в кинематографических произведениях изучаемого периода.

Ключевые слова

«Новый человек», физкультура, спорт, кинематограф, досуг, история повседневности.

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2020.33.13

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Адуев Н. Цирк // Кино. 1936. 2 июня.
2. Алексеев В. А. К проблеме формирования канона советского патриотизма и его экранной репрезентации в историко-культурном контексте 1930-х гг. // Вестник Курганского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. 2015. № 5 (39). С. 12—16.
3. Бабич Е. С. Трансформация представлений российских политиков об идеальном человеке в 1917—1938 гг. // Вопросы исторической науки : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, май 2013 г.). Челябинск : Два комсомольца, 2013. С. 34—37.
4. Березак И. «Вратарь» // Искусство кино. 1937. № 1.
5. Гинзбург С. Во власти плохих: о картине «Вратарь» // Кино. 1936. 27 дек.
6. Грей Г. Кино. Визуальная антропология : [пер. с англ.]. М. : НЛО, 2014. 203 c.
7. Добренко Е. А. Музей революции: советское кино и сталинский исторический нарратив. М. : НЛО, 2009. 424 с.
8. Докладная записка зав. отделом культурно-просветительной работы ЦК ВКП(б) А. С. Щербакова И. В. Сталину, А. А. Андрееву и Н. И. Ежову об итогах работы ГУКФ в 1935 г. и плане на 1936 г. // Кремлевский кинотеатр: 1928—1953 : документы / сост. К. М. Андерсон. М. : РОССПЭН, 2005. 1117 с.
9. Ийеш Д. Россия. 1934 : [пер. с венг.]. М. : Хроникер, 2005. 239 с.
10. Каким должен быть советский физкультурник // Физкультура и спорт. 1931. 20 янв.
11. Календарова В. В. Анализ игрового спортивного фильма как элемент образовательной практики в спортивном вузе (при изучении дисциплины «История») // Вестник спортивной истории. 2015. № 2. С. 40—51.
12. Календарова В. В. Жанр спортивного фильма в СССР и конструирование идеального образа «советского человека» (на примере х/ф «Вратарь», 1936 г. ) // Интерактивная наука. 2018. № 5 (27). С. 17—19. DOI: 10.21661/r-470756.
13. Кино: политика и люди (30-е годы) : сб. ст. / отв. ред. Л. Х. Маматова. М. : Материк, 1995. 229 с.
14. Кухер К. Парк Горького. Культура досуга в сталинскую эпоху. 1928—1941. М. : РОССПЭН, 2012. 350 с.
15. Лебедева В. Г. Судьбы массовой культуры в России. Вторая половина XIX — первая треть XX века. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. 354 с.
16. Молостова Е. С. Модели «нового человека» в советский период: подступы к трансгуманизму // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер. Философия. Социология. Право. 2014. № 9 (180). С. 168—175.
17. Никонова О. Ю. Осоавиахим как инструмент сталинской социальной мобилизации (1927—1941 гг.) // Российская история. 2012. № 1. С. 90—104.
18. Новиков С. Г. Разработка модели «нового человека» советской властной элитой 1920-х гг. // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. № 5. С. 154—158.
19. Огонек. 1933. № 20 (480). 20 сент.
20. Олеша Ю. Избранное. М. : Художественная литература, 1974. 576 с.
21. Постановление треста «Украинфильм» о запрещении фильма «Строгий юноша» // Кино. 1936. 28 июля.
22. Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 146. Оп. 1. Д. 162.
23. Салис Р. «Нам уже не до смеха». Музыкальные кинокомедии Григория Александрова. М. : НЛО, 2012. 360 с.
24. Советское богатство: статьи о культуре, литературе и кино / отв. ред. М. Р. Балина. СПб. : Академический проект, 2002. 456 с.
25. Соцреалистический канон : сб. ст. / под общ. ред. Х. Гюнтера, Е. Добренко. СПб. : Академический проект, 2000. 1040 с.
26. Спорт и кино // Красный спорт. 1934. 16 янв.
27. Спорт: костюмы. М. : Физкультура и туризм, 1938. 31 с.
28. Тейлор Р. К. К топографии утопии в сталинском мюзикле. Почему бы и не сталинский мюзикл? // Советское богатство: статьи о культуре, литературе и кино / отв. ред. М. Р. Балина. СПб. : Академический проект, 2002. С. 360—373.
29. Федюк А. В. Советская система кинематографа 1930-х гг.: роль художественного кино в агитационно-пропагандистской работе сталинского режима // Проблемы российской истории. 2010. № 1 (10). С. 294—310.
30. Физкультура и спорт СССР: материалы к Всесоюзному дню физкультурника 1939 года. М. : Физкультура спорт, 1939. 124 с.
31. Фишева А. А. Концепт «нового человека» в советской социальной политике 1920-х гг. // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2019. Т. 10, № 1. С. 37—46. DOI: 10.18721/JHSS.10104.
32. Фрейлих С. И. Теория кино: От Эйзенштейна до Тарковского. М. : Академический проект, 2009. 512 с.
33. Фрицше П., Хельбек Й. «Новый человек» в сталинской России и нацистской Германии // За рамками тоталитаризма. Сравнительные исследования сталинизма и нацизма. М. : РОССПЭН, 2011. С. 399—452.
34. Шумяцкий Б. Кинематография миллионов: опыт анализа. М. : Кинофотоиздат, 1935. 377 с.
35. Falzon Ch. Philosophy goes to the Movies: an Introduction to Philosophy. 2nd ed. London, New York : Routledge, 2007. 267 p.
36. Ferro M. Cinema and History. Detroit : Wayne State University Press, 1988. 176 p.
37. Heider K. G. Indonesian Cinema: National Culture on Screen. Honolulu, HI : University of Hawaii Press, 1991. 154 p.
38. Rosenstone R. History in images. History in words: Reflections on the possibility of really putting history onto film // The American Historical Review. 1988. Vol. 93, N. 5. P. 1173—1185.
39. Sorlin P. How to Look at an “Historical” Film // The Historical Film: History and Memory in Media. New Jersey : Rutgers University Press, 2001. P. 25—49.
40. Ulyanova S., Ofitserova N., Sidorchuk I. Mass sports in the USSR in 1920s — 1930s: historiography and research methods // 5th International multidisciplinary scientific conference on social sciences and arts — SGEM 2018 : Conference proceedings. Vienna, 2018. Issue 2.1. History, Philosophy, Medieval and Renaissance Studies. P. 49—56. DOI: 10.5593/sgemsocial2018H/21/S05.007.

 

Библиографическая ссылка на данную статью:

Фишева А. А. Образ «нового человека» в советском кинематографе в 1930-е гг. [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2020. № 1 (33). С. 144—157. URL: http://vestospu.ru/archive/2020/articles/13_33_2020.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2020.33.13.