Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2020. № 4 (36). С. 247—259

 

07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

УДК 94(575.4)

Васильев Дмитрий Валентинович, доктор исторических наук, доцент
Московский городской педагогический университет
Мазаев Никита Андреевич, студент
Московский городской педагогический университет

 

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ КАК ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ПРЕССЫ)

Аннотация

В статье рассматривается весь спектр железнодорожной проблематики, нашедший выражение в периодических печатных изданиях последней трети XIX века, степень заинтересованности в этом вопросе читающей публики, место железнодорожного транспорта в повседневности того времени и отношение правительства к развитию железнодорожного транспорта. Отдельно рассматривается презентация в прессе Закаспийской железной дороги как один из факторов, оказавших значительное модернизационное влияние на развитие Центрально-Азиатского региона. По материалам периодических изданий авторы проанализировали, как и какими способами на их страницах отображались вопросы строительства железных дорог в Российской империи в целом и в Туркменской степи в частности, а также их роль как катализатора социальной и экономической модернизации России.

Ключевые слова

Пути сообщения, железнодорожный транспорт, Центральная Азия, Закаспийская железная дорога, пресса, журнал «Всемирная иллюстрация».

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2020.36.14

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Бакинский и Батумский участки Закавказской железной дороги // Всемирная иллюстрация. 1883. Т. 30, № 14. С. 238—239.
2. Бочкарева И. Б. Железнодорожное строительство в стратегии России по освоению Туркестана // Известия Алтайского государственного университета. Барнаул, 2019. № 5. С. 33—38.
3. Броненосные железные поезда // Всемирная иллюстрация. 1871. Т. 5, № 20. С. 311.
4. В. М. Мост через разлив реки Дона на линии Ростово-Владикавказской железной дороги, у станции Батайской // Всемирная иллюстрация. 1877. Т. 17, № 17. С. 322.
5. В. Ш. Открытие Курско-Харьковской железной дороги // Всемирная иллюстрация. 1869. Т. 2, № 27. С. 3—4.
6. Горевой И. М., Осипов Е. В. Стратегия развития железных дорог в Российской империи // Современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации : сб. статей V Междунар. науч.-практ. конф. : в 2 ч. / отв. ред. Г. Ю. Гуляев. Пенза : МЦНС «Наука и просвещение», 2018. Ч. 1. С. 78—81.
7. Горчаков Е. А. Железнодорожное строительство в контексте азиатской внешней политики Российской империи // История в подробностях. 2011. № 12 (18). С. 66—69.
8. Данилов Ф. Железная дорога через Анды // Всемирная иллюстрация. 1892. Т. 47, № 2. С. 36.
9. Джагарян Е. А. История строительства Московской окружной железной дороги в периодической печати конца XIX — начала ХХ в. // The Ninth International Congress on Social and Humanities. Vienna, 2016. P. 27—35.
10. Железная дорога по льду между Ораниенбаумом и Кронштадтом // Всемирная иллюстрация. 1881. Т. 25, № 9. С. 170—171.
11. Железная дорога Тихого океана // Всемирная иллюстрация. 1869. Т. 1, № 7. С. 103—106.
12. Закаспийская железная дорога // Всемирная иллюстрация. 1888. Т. 40, № 5. C. 90—91; № 6. С. 110.
13. Катарин Д. Н. В. Н. Коковцов и модернизация железнодорожного транспорта в Российской империи в 1902—1913 гг. // Церковь. Богословие. История : материалы VI Всерос. науч.-богослов. конф., посвящ. 100-летию мученической кончины святых Царственных страстотерпцев и их верных спутников. Екатеринбург : Екатеринбургская духовная семинария, 2018. С. 46—53.
14. Катарин Д. Н. Из истории казенного строительства железных дорог и Лысьвенской ветви Пермской железной дороги на Урале в 1891—1902 гг. // Индустриальное развитие региона и мира: история и современность : материалы Всерос. науч. конф. / отв. ред. О. М. Семерикова. Екатеринбург : Изд-во УМЦ УПИ, 2019. С. 129—136.
15. Конов А. А. Государственная политика развития железнодорожного транспорта в Российской империи на рубеже XIX—ХХ вв. // Транспорт Урала. 2012. № 3. С. 3—9.
16. Кушбакова С. С. История строительства и современное состояние Жалалабадской железной дороги // Известия вузов. 2014. № 11. С. 129—131.
17. Локомотив, движимый сжатым воздухом // Всемирная иллюстрация. 1881. Т. 26, № 24. С. 470.
18. Ло-ч Ф. Отправка войск из Оренбурга по вновь открытой Оренбургской железной дороге // Всемирная иллюстрация. 1878. Т. 20, № 4. С. 74.
19. М. Н. Анненков // Всемирная иллюстрация. 1888. Т. 40, № 4. С. 87.
20. Медведев С. В. Проблемы железнодорожного транспорта в освещении центральных советских газет 1931—1932 гг. // Клио. 2016. № 2 (110). С. 19—26.
21. Морозов С. В. Приоткрывая историю Буковинской железной дороги // Международная жизнь. 2009. № 9. С. 126—147.
22. Н. Б. Сооружение Великой Сибирской железной дороги // Всемирная иллюстрация. 1892. Т. 48, № 7. С. 112—114.
23. Новая горная железная дорога // Всемирная иллюстрация. 1881. Т. 25, № 8. С. 153—154.
24. Новые рельсовые шпалы // Всемирная иллюстрация. 1879. Т. 22, № 9. С. 167.
25. Обсуждение вопроса об Уральско-Сибирской железной дороге // Всемирная иллюстрация. 1870. Т. 3, № 61. С. 166.
26. Открытие работ по постройке Западно-Сибирской железной дороги // Всемирная иллюстрация. 1893. Т. 49, № 9. С. 158.
27. Открытие С(ен-)Готардского тоннеля 1-го января 1882 года // Всемирная иллюстрация. 1882. Т. 27, № 4. С. 79—82.
28. П. М. Лессар, исследователь Средней Азии // Всемирная иллюстрация. 1885. Т. 33, № 17. С. 334—335.
29. Первая железная дорога в Марокко // Всемирная иллюстрация. 1888. Т. 39, № 15. С. 298.
30. Переносная железная дорога системы Дековилля // Всемирная иллюстрация. 1885. Т. 33, № 21. С. 414.
31. Поездка по Закаспийской области // Всемирная иллюстрация. 1887. Т. 37, № 12. С. 238—239; № 13. С. 259; № 14. С. 275—278; № 17. С. 331; № 19. С. 371—373; № 25. С. 482.
32. Постройка Луцкой военной жел(езной) дор(оги) // Всемирная иллюстрация. 1890. Т. 44, № 12. С. 187.
33. Проект железной дороги на Юнгфрау // Всемирная иллюстрация. 1890. Т. 43, № 7. С. 121—122.
34. Проект русской Тихоокеанской железной дороги // Всемирная иллюстрация. 1889. Т. 41, № 4. С. 69—70.
35. Проекты сообщения Европы с Азией посредством железных дорог // Всемирная иллюстрация. 1874. Т. 12, № 6. С. 90; № 7. С. 102.
36. Пути сообщения между Европой и Средней Азией // Всемирная иллюстрация. 1879. Т. 22, № 1. С. 4—6; № 2. С. 25—26.
37. Самаро-Уфа-Златоустовская железная дорога // Всемирная иллюстрация. 1892. Т. 47, № 5. С. 96.
38. Сербско-болгарско-турецкие железные дороги // Всемирная иллюстрация. 1888. Т. 39, № 21. С. 418—419.
39. Сибирская железная дорога. Западно-Сибирский участок // Всемирная иллюстрация. 1897. Т. 57, № 22. С. 504; № 23. С. 531; № 24. С. 552.
40. Скользящая железная дорога // Всемирная иллюстрация. 1889. Т. 42, № 14. С. 222—224.
41. Соболев Л. Н. Россия и Англия на Дальнем Востоке : Историческая справка ко дню открытия Каспийско-Самаркандской железной дороги 15-го мая 1888 года // Русская старина. 1888. Т. 58, № 4—6. С. 505—522.
42. Упоров И. В. Формирование железнодорожного транспорта как социально-экономической структуры в Российской империи (XIX — начало ХХ в.) // Электронный научный журнал. 2016. № 1 (4). С. 244—249. DOI: 10.18534/enj.2016.01.244.
43. Уссурийская железная дорога // Всемирная иллюстрация. 1896. Т. 55, № 18. С. 472.
44. Установка пролетов на Волжском мосту на Оренбургской железной дороге // Всемирная иллюстрация. 1879. Т. 22, № 6. С. 106.
45. Шарофиддинов М. М. История железной дороги Бухары // Молодой ученый. 2016. № 9 (113). С. 962—964.

 

Библиографическая ссылка на данную статью:

Васильев Д. В., Мазаев Н. А. Железнодорожный транспорт как фактор модернизации Российской империи (по материалам дореволюционной прессы) [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2020. № 4 (36). С. 247—259. URL: http://vestospu.ru/archive/2020/articles/14_36_2020.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2020.36.14.