Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2020. № 1(33). С. 186—196

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378.046.4

Захарова Марина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент
Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина
Карпачева Ирина Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент
Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина
Мезинов Владимир Николаевич, доктор педагогических наук, профессор
Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина

 

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ В СФЕРЕ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Аннотация

В статье обосновывается актуальность подготовки педагогических кадров в системе дополнительного профессионального образования к работе с одаренными детьми; проводится обзор исследований по проблеме развития детской одаренности; актуализируются требования к профессиональной компетентности педагогов в контексте положений профессионального стандарта педагога. На основе результатов диагностического исследования, проведенного с помощью методики определения склонности учителя к работе с одаренными детьми Д. Б. Богоявленской, А. В. Брушлинского и авторской анкеты, предлагаются характеристики уровней готовности педагогов к данному виду деятельности (низкого, критического, достаточного) и намечаются пути решения проблемы подготовки педагогических кадров в системе постдипломного образования к работе с одаренными детьми.

Ключевые слова

Одаренность, профессиональная компетентность, профессиональная готовность учителя, профессиональный стандарт педагога, дополнительное профессиональное образование.

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2020.33.17

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Андреева Н. Ю. Одаренность учащихся и ее развитие в условиях образовательного процесса // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2011. № 3 (8). С. 104—108.
2. Бердиева С. Э. Особенности профессиональной готовности педагогов к работе с одаренными и талантливыми детьми // Молодой ученый. 2019. № 24 (262). С. 407—410.
3. Богоявленская Д. Б. Рабочая концепция одаренности // Вопросы образования. 2004. № 2. С. 46—68.
4. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления : сб. переводов / под ред. А. М. Матюшкина. М. : Прогресс, 1995. С. 435—456.
5. Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения. М. : Издат. центр «Академия», 2006. 336 с.
6. Голубничая Е. В. Особенности организации подготовки педагога к работе с одаренными детьми в муниципальной системе образования // Педагогика и психология образования. 2019. № 1. С. 98—112.
7. Голубничая Е. В. Формирование готовности педагога к работе с одаренными детьми в муниципальной системе образования // Образование и социализация личности в современном обществе : материалы XI Междунар. науч. конф. Красноярск : Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2018. С. 61—63.
8. Гудзовская А. А. Верификация социальных ожиданий педагогов в отношении личности одаренного ребенка // Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей: опыт, проблемы и перспективы : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Махачкала : ДГПУ, 2015. С. 213—219.
9. Гудзовская А. А. О готовности педагогов к современным стратегиям воспитания растущего человека // Социализация растущего человека в контексте прогрессивных научных идей XXI века: социальное развитие детей дошкольного возраста : сб. науч. тр. I Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Чебоксары : ЦНС Интерактив плюс, 2015. С. 225—228.
10. Здрюева Е. Ю. Формирование готовности будущих педагогов образовательного центра к организаторской работе с одаренными детьми // Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время — новые решения». М. : МГПИ, 2018. № 1. С. 67—70.
11. Ермаш Г. Л. Искусство как творчество. М. : Искусство, 1972. 184 с.
12. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб. : Питер, 2009. 448 с.
13. Имбразевичуте К. А. Психолого-педагогическая готовность педагогов общеобразовательных школ и инновационных образовательных организаций к работе с одаренными детьми // Молодежь и наука XXI века : материалы междунар. науч. конф. Ульяновск : УлГАУ, 2018. С. 68—70.
14. Ищенко О. С. Методическая компетенция в структуре профессиональной готовности педагога дополнительного образования к работе с одаренными детьми // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2017. № 6 (63). С. 209—215.
15. Климина Т. Г. Метод текущего педагогического контроля развития социально-личностных компетентностей учащихся в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования // Управление образованием: теория и практика. 2013. № 3 (11). С. 118—128.
16. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия : избр. тр. 3-е изд., испр. и доп. М. : МПСИ, 2008. 478 с.
17. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников. М. : Издат. центр «Академия», 2000. 320 с.
18. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения : в 2 т. Т. 1. М. : Педагогика, 1983. 392 с.
19. Мубаракшина А. Р., Яруллина А. Ш., Саляхутдинова Д. Р. Готовность педагога к работе с одаренными детьми // Казанский вестник молодых ученых. 2018. Т. 2, № 3 (6). С. 113—117.
20. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / под ред. проф. Л. И. Скворцова. 28-е изд., перераб. М. : Мир и образование, 2014. 1376 с.
21. Петровский В. А. Личность: феномен субъектности. Ростов-на-Дону : Феникс, 1996. 66 с.
22. Профстандарт педагога [Электронный ресурс] // RUSЮРИСТ.RU. URL: https://rusjurist.ru/blanks/profstandart-pedagoga/ (Дата обращения: 13.12.2019).
23. Рензулли Дж. Модель обогащенного школьного обучения / под ред. Д. Б. Богоявленской. М. : Педагогика, 1972. 242 с.
24. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2000. 712 с.
25. Рубцов В. В., Юркевич В. С. Теория и практика работы с одаренными детьми // Вестник практической психологии образования. 2001. № 1 (26). С. 9—15.
26. Савенков А. И. Психология детской одаренности. М. : Генезис, 2010. 440 с.
27. Федотова Е. Л., Никитина Е. А. К вопросу готовности будущего педагога к работе с одаренными детьми // Научно-педагогическое обозрение. 2018. № 4 (22). С. 180—186.
28. Altıntaş E., Ilgün Ş. The perception of gifted students’ parents about the term of giftedness // Educational Research and Reviews. 2015. Vol. 10, N. 5. P. 654—659. DOI: 10.5897/ERR2014.2061.
29. Briggs C. J., Reis S. M., Sullivan E. E. A national view of promising programs and practices for culturally, linguistically, and ethnically diverse gifted and talented students // Gifted Child Quarterly. 2008. Vol. 53, N. 2. P. 141—145. DOI: 10.1177/0016986208316037.
30. Finnan Ch., Swanson J. D. Change in Schools, Classrooms, and Individuals. Westview Press, 2000.
31. Milton J. Gold. Education of the Intellectually Gifted. Charles E. Merrill Books, Columbus, Ohio, 1965.
32. Sisk D. F. The Relationship between Self Concept and creative Thinking of Elementary School Children: An Experimental Investigation // Gifted International. 1990. Vol. 6, N. 2. P. 94—107.
33. Tannenbaum A. A History of Giftedness in School and Society // International Handbook of Giftedness and Talent. 2nd ed. Pergamon, 2000. P. 23—53. DOI: 10.1016/B978-008043796-5/50003-6.
34. Taylor C. W. Various Approaches to and Definitions of Creativity // The Nature of Creativity / R. J. Sternberg (ed.). Cambridge, 1998. P. 99—124.
35. VanTassel-Baska J. The Role of Advanced Placement in Talent Development // Journal of Secondary Gifted Education. 2001. Vol. 12, N. 3. P. 126—132.

 

Библиографическая ссылка на данную статью:

Захарова М. А., Карпачева И. А., Мезинов В. Н. Актуализация проблемы развития профессиональных компетенций учителя в сфере работы с одаренными детьми [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2020. № 1 (33). С. 186—196. URL: http://vestospu.ru/archive/2020/articles/17_33_2020.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2020.33.17.