Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2020. № 3(35). С. 256—273

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378.016

Шарко Мария Игоревна, кандидат педагогических наук
Кузбасский институт ФСИН России

 

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ САМОКОНТРОЛЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОВНЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ФАКТОРЫ, ЗАТРУДНЯЮЩИЕ САМОКОНТРОЛЬ (ДИАГНОСТИКА, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ)

Аннотация

В статье рассматривается вопрос возможности развития самоконтроля как учебного действия у обучающихся на уровне высшего образования путем выявления и преодоления факторов, затрудняющих самоконтроль. Актуальность работы обусловлена обращением к значимой проблеме, не имеющей однозначного решения, обосновывается результатами констатирующего эксперимента. Приводится основное содержание понятия, обозначены виды самоконтроля, охарактеризованы основные факторы, затрудняющие его осуществление, предложены возможные уровни, критерии и показатели, способы измерения уровней сформированности самоконтроля, сформулированы педагогические условия для диагностики и совершенствования самоконтроля в учебной деятельности. Сделан вывод о целесообразности работы по актуализации потребности в самоконтроле, формированию знаний о факторах, его затрудняющих, о способах самоконтроля, включению в систему обучения специальных заданий, направленных на совершенствование умений текущего и прогнозирующего самоконтроля на основе учета и преодоления этих факторов.

Ключевые слова

Самоконтроль, виды самоконтроля, учебная деятельность, система развивающего обучения, диагностика, уровень сформированности навыка.

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2020.35.19

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Ануфриева Н. В. Особенности самоконтроля учащихся в системе развивающего обучения : дис. … канд. пед. наук. СПб., 2000. 184 с.
2. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. М. : Просвещение, 2010. 159 с.
3. Бабинцева Л. Н. Связь компонента «самоконтроль» социально-психологической компетентности с различными параметрами индивидуального стиля саморегуляции студентов-психологов // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2017. № 2 (40). С. 120—126.
4. Баннов В. В. Формирование способности курсантов военных вузов к самоконтролю [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2016. № 4 (20). С. 226—234. URL: http://vestospu.ru/archive/2016/articles/22_20_2016.pdf.
5. Белкина В. В., Макеева Т. В. Концепт универсальных компетенций высшего образования // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 5. С. 117—126.
6. Белобородова М. Е. Типы заданий, способствующих развитию у студентов умений и навыков самоконтроля и самооценки при изучении курса физики // Успехи современной науки. 2016. Т. 1, № 12. С. 60—63.
7. Бикчинтаева Л. Г. Психологические особенности студенческого возраста в контексте проблемы формирования профессионального самосознания в вузе // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 1. С. 240—244.
8. Воронцов А. Б. Контрольно-оценочная деятельность в школе: организация и управление. М. : Author’s Club, 2015. 48 с.
9. Вох Е. П. Самоконтроль как компонент самостоятельной познавательной деятельности студентов // Новые педагогические исследования. 2007. № 2. C. 45—48.
10. Евдокимов А. А. Педагогические условия развития самоконтроля курсантов вузов внутренних войск МВД России в образовательном процессе : автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2014. 24 с.
11. Евдокимов А. А., Шарухин А. П. Педагогические условия развития самоконтроля у курсантов вузов внутренних войск МВД России при применении интенсифицирующих процесс обучения технологий // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2013. № 4 (60). С. 161—167.
12. Зимняя И. А. Учебная деятельность — специфический вид деятельности // Эксперимент и инновации в школе. 2010. № 1. С. 40—51.
13. Зимняя И. А., Китросская И. И., Мичурина К. А. Самоконтроль как компонент речевой деятельности и уровни его становления // Общая методика обучения иностранным языкам. М. : Русский язык, 1991. С. 144—153.
14. Ильясов И. И. Обучение студентов деятельности учения // Формирование учебной деятельности студентов / под ред. В. Я. Ляудис. М. : Изд-во МГУ, 1989. С. 59—68.
15. Ильясов И. И. Работа учащихся с факторами учения как дополнительные учебные умения // Человек. Искусство. Вселенная. 2016. № 1. С. 92—105.
16. Канеман Д. Думай медленно… решай быстро. М. : АСТ, 2014. 336 с.
17. Карпачева К. В., Надеждина Е. Ю., Стуканова О. Б., Шатурая Е. А. Психолого-педагогические условия эффективного формирования навыка самоконтроля // Sciences of Europe. 2017. № 11-4 (11). С. 33—36.
18. Локалова Н. П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика : учебное пособие. СПб. : Питер, 2009. 368 с.
19. Макарова М. С. Орфографический контроль и самоконтроль в преодолении дизорфографии // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-4. С. 276—281.
20. Пак Л. Г. Развитие креативности обучающихся в образовательной организации высшего образования [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2018. № 4 (28). С. 311—323. URL: http://vestospu.ru/archive/2018/articles/22_28_2018.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2018.28.22.
21. Петров А. В., Стародубцева В. С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе подготовки студентов-экономистов в вузе // Мир науки, культуры и образования. 2017. № 4 (65). С. 134—138.
22. Петров А. В., Стародубцева В. С. Педагогическая стратегия формирования самоконтроля выпускника вуза // Мир науки, культуры и образования. 2017. № 2 (63). С. 249—254.
23. Попандопуло Ю. В., Корнишин И. И. Формирование и развитие рефлексивной позиции студентов при обучении самоконтролю учебной деятельности // Среднее профессиональное образование. 2010. № 1. С. 28—29.
24. Сабирзянова Г. Ш. Роль контроля и самоконтроля при организации учебной деятельности в обучении иностранным языкам // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-7. С. 171—177.
25. Сафонова С. И. Развитие самоконтроля в процессе обучения иностранным языкам студентов вуза физической культуры // Социокультурное пространство России и зарубежья: общество, образование, язык. 2017. № 6. С. 133—139.
26. Серебрянцева О. Г. Аффективные стратегии учения и развитие умений речевого самоконтроля в процессе овладения иностранным языком // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 2 (92), ч. 2. С. 59—62. DOI: 10.23670/IRJ.2020.92.2.047.
27. Сиднева А. Н. Проблематика умения учиться в отечественной психологии образования: обзор основных концепций // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22, № 6. С. 56—67. DOI: 10.17759/pse.2017220605.
28. Студеникина С. А., Шишкина Т. И. К вопросу о совершенствовании умений учиться у студентов Новокузнецкого филиала (института) Кемеровского государственного университета // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. 2019. № 1 (5). С. 75—79.
29. Телегина Н. В., Марданов М. В. Об оптимизации контрольно-диагностических функций в системе высшего образования // Образование и саморазвитие. 2014. № 1 (39). С. 65—73.
30. Цукерман Г. А., Венгер А. Л. Развитие учебной самостоятельности средствами школьного образования // Психологическая наука и образование. 2010. № 4. С. 77—90.
31. Цукерман Г. А., Чудинова Е. В. Что такое умение учиться и как его измерять // Вопросы психологии. 2015. № 1. С. 3—14.
32. Шелехова Л. В. Диагностические признаки сформированности рефлексивной учебной деятельности // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2011. № 1. С. 89—94.
33. Янкова Е. Н. Возможности реализации развития навыка самоконтроля на различных этапах дистанционного обучения // Актуальные вопросы психологии и педагогики. 2008. № 4-1. С. 247—252.
34. Baumeister R. F., Vohs K. D., Tice D. M. The strength model of self-control // Current Directions in Psychological Science. 2007. Vol. 16, N 6. P. 351—355. DOI: 10.1111/j.1467-8721.2007.00534.x.
35. Inzlicht M., Berkman E. Six Questions for the Resource Model of Control (and Some Answers) // Social and Personality Psychology Compass. 2015. October 9. P. 511—524. DOI: 10.1111/spc3.12200.
36. Lindner Ch., Nagy G., Ramos Arhuis W. A., Retelsdorf J. A new perspective on the interplay between self-control and cognitive performance: Modeling progressive depletion patterns // PLOS ONE. 2017. June 29. DOI: 10.1371/journal.pone.0180149.
37. Scherbaum S., Frisch S., Holfert A.-M., O’Hora D., Dshemuchadse M. No evidence for common processes of cognitive control and self-control // Acta Psychologica. 2018. Vol. 182. P. 194—199. DOI: 10.1016/j.actpsy.2017.11.018.

 

Библиографическая ссылка на данную статью:

Шарко М. И. Проблема развития самоконтроля в учебной деятельности у обучающихся на уровне высшего образования: факторы, затрудняющие самоконтроль (диагностика, педагогические условия преодоления) [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2020. № 3 (35). С. 256—273. URL: http://vestospu.ru/archive/2020/articles/19_35_2020.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2020.35.19.