Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2020. № 3(35). С. 274—288

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378.046.2

Шарухин Анатолий Петрович, доктор педагогических наук, профессор
Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии
Шарухина Татьяна Геннадьевна, доктор педагогических наук, профессор
Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии

 

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ВЫПУСКНИКОВ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ РОСГВАРДИИ КАК РЕЗУЛЬТАТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: ФУНКЦИОНАЛЬНО-РОЛЕВОЙ АНАЛИЗ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Аннотация

В статье обосновывается актуальность изучения проблемы формирования педагогического мастерства у курсантов военных институтов войск национальной гвардии; осуществляется обзор научных работ, посвященных проблеме; сравниваются понятия «педагогическая культура», «педагогическое мастерство», «педагогическая техника» и анализируются методологические позиции. В целях снятия противоречий во взглядах предлагается рассматривать этот феномен на многоуровневой методологической платформе, представляющей комплекс подходов: подход к изучению развития человека от индивида к субъекту деятельности, личности и индивидуальности (Б. Г. Ананьев); подход к объяснению педагогической деятельности с культурологической точки зрения (А. В. Барабанщиков); функциональный подход к анализу педагогической деятельности (В. А. Якунин). На основе методологического анализа педагогической деятельности раскрываются признаки педагогического мастерства офицера и критерии его оценки. Показываются трудности, с которыми сталкиваются молодые офицеры в процессе решения учебно-воспитательных задач. Намечаются основные направления совершенствования образовательного процесса, способствующие повышению эффективности формирования педагогического мастерства у курсантов.

Ключевые слова

Педагогическая культура, педагогическая техника, педагогическое мастерство офицера Росгвардии, признаки педагогического мастерства, критерии оценки педагогического мастерства.

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2020.35.20

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Александрович П. И. Педагогическое мастерство преподавателя // Труды БГТУ. 2013. № 5. С. 61—63.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб. : Питер, 2001. 288 с.
3. Барабанщиков А. В., Муцынов С. С. Педагогическая культура офицера. М. : Воениздат, 1985. 159 с.
4. Быков А. К. Технология развития педагогического мастерства преподавателя высшей школы // ЦИТИСЭ. 2019. № 2 (19).
5. Власова Г. И. Стратегия повышения профессионально-педагогического мастерства в современных условиях развития образования // Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. 2014. № 2 (25). С. 76—80.
6. Везетиу Е. В. Роль коммуникативной культуры учителя в системе его педагогического мастерства // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53-1. С. 63—68.
7. Гончаров С. В. Формирование профессионального мастерства офицеров воспитательных структур частей ВВС : автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1999. 22 с.
8. Дремова Н. Б., Конопля А. И. Формирование педагогического мастерства преподавателя вуза // Высшее образование в России. 2015. № 1. С. 127—132.
9. Колпакова Т. А. Профессиональное мастерство и имидж современного учителя. Великий Новгород : НовГУ, 2019. 119 с.
10. Крист В. Г., Конышев Г. А. Пути формирования педагогического мастерства в военном вузе // Военный научно-практический вестник. 2017. № 2 (7). С. 100—103.
11. Курбанов И. Х. Проблема формирования педагогического мастерства преподавателя вуза, типы преподавателей // Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI века : материалы междунар. науч.-творч. форума, 31 окт. — 3 нояб. 2017 г. Челябинск : ЧГИК, 2017. С. 312—314.
12. Лазуткина Л. Н. Основы педагогического мастерства преподавателя // Наука и школа. 2007. № 5. С. 36—37.
13. Леонова Е. В. Педагогическое мастерство и личность преподавателя // Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 112—115.
14. Макаренко А. С. О моем опыте // Педагогические сочинения : в 8 т. М. : Педагогика, 1984. Т. 4. С. 248—267.
15. Мацибургский А. В. Формирование педагогического мастерства преподавателя физической подготовки военного вуза // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2008. № 5 (39). С. 71—74.
16. Меркелов А. А. Педагогическое мастерство как фактор повышения качества подготовки офицеров внутренних войск МВД России // Развитие современного образования: теория, методика и практика. 2015. № 1 (3). С. 179—182.
17. О войсках национальной гвардии Российской Федерации : [Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ] // Российская газета. 2016. № 7014 (146). 6 июля.
18. Олимов Ш. Ш. Педагогическое мастерство преподавателя и его профессионализм в системе образования // Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI века : материалы междунар. науч.-творч. форума, 31 окт. — 3 нояб. 2017 г. Челябинск : ЧГИК, 2017. С. 312—314.
19. Основы педагогического мастерства : учеб. пособие / под ред. И. А. Зязюна. М. : Просвещение, 1989. 303 с.
20. Педагогическое мастерство советского офицера / под ред. А. В. Барабанщикова. М. : ВПА, 1976. 371 с.
21. Первухина Е. В. Мастерство педагога в решении профессионально-педагогических задач // Молодой ученый. 2014. № 1 (60). С. 562—564.
22. Решетов А. П., Копосов А. С., Алексеев А. С. К вопросу о педагогическом мастерстве лектора // Вестник Санкт-Петербургского университета государственной противопожарной службы МЧС России. 2018. № 1. С. 72—75.
23. Романова К. Е. Психологические факторы развития педагогического мастерства будущих учителей // Научный поиск. 2013. № 1. С. 10—14.
24. Сластенин В. А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры // Педагогическое образование и наука. 2008. № 12. С. 4—15.
25. Солнцев И. С. Теоретические аспекты развития профессионально-педагогического мастерства средствами театральной педагогики // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер. Гуманитарные науки. 2019. № 11-2. С. 120—123.
26. Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы. Беседа первая. Основные проблемы творческого труда педагога // Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения : в 3 т. М. : Педагогика, 1981. Т. 3. С. 9—34.
27. Тарасова В. Н. Предпосылки педагогического мастерства и творчества // Наука и школа. 2009. № 9. С. 9—10.
28. Уваров А. И., Мерзликин Д. В., Червинский В. Г. Особенности педагогической деятельности и педагогического мастерства преподавателя военного вуза // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2017. Т. 16, № 2. С. 74—78.
29. Умаев А. У., Гаджикурбанова Г. М. Педагогическое мастерство учителя как психолого-педагогическая проблема // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2 (69). С. 371—372.
30. Ушинский К. Д. О пользе педагогической литературы // Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. М. : Педагогика, 1974. Т. 1. С. 13—31.
31. Философия : энциклопедический словарь / под ред. А. А. Ивина. М. : Гардарики, 2004. 1072 с.
32. Халиков А. А. О повышении педагогического мастерства учителей // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2015. № 13 (2). С. 320—321.
33. Хрестоматия по русской военной истории / сост. Л. Г. Бескровный. М. : Воениздат, 1947. 638 с.
34. Христидис Т. В. Формирование профессионально-педагогического мастерства специалистов социально-культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 5 (55). С. 172—175.
35. Якунин В. А. Педагогическая психология. СПб. : Изд-во Михайлова В. А. : Полиус, 1998. 639 с.

 

Библиографическая ссылка на данную статью:

Шарухин А. П., Шарухина Т. Г. Педагогическое мастерство выпускников военных институтов Росгвардии как результат образовательного процесса: функционально-ролевой анализ и критерии оценки [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2020. № 3 (35). С. 274—288. URL: http://vestospu.ru/archive/2020/articles/20_35_2020.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2020.35.20.