Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2020. № 4(36). С. 372—385

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378

Бичева Ирина Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина
Казначеева Светлана Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

 

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТАКТНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ

Аннотация

В статье на основе теоретического и экспериментального изучения исследуемой проблемы сформулировано определение контактной самостоятельной работы со студентами (сопровождение, системная и последовательно организуемая консультационная поддержка в процессе образовательной деятельности), характеризуются ее принципы, особенности и значение в общей системе профессиональной подготовки бакалавров — будущих педагогов дошкольного образования. Предлагаются три уровня сформированности самостоятельности педагогов в процессе профессиональной подготовки: низкий (репродуктивный), средний (реконструктивный), высокий (творческий, инициативный), дано их описание. Представлен анализ уровня сформированности самостоятельности у студентов очной и заочной форм обучения, а также сравнительный анализ уровня ее сформированности у студентов второго курса. Предлагаются авторские формы и методы контактной самостоятельной работы для аудиторных, внеаудиторных и инициативных учебных занятий, апробация которых осуществлялась со студентами второго курса всех форм обучения. Основным результатом исследования является повышение уровня развития самостоятельности у студентов, что доказывает целесообразность и эффективность разработанных форм и методов контактной самостоятельной работы. Сделан вывод: совершенствование форм и методов контактной самостоятельной работы — перспективное направление подготовки профессионально компетентного и конкурентоспособного педагога, обеспечивающего непрерывный процесс индивидуального образовательного продвижения, повышение ответственности к самостоятельному познанию, приобретению опыта самообразовательной деятельности.

Ключевые слова

Высшее образование, профессиональная подготовка, самостоятельная работа, самообразование, контактная самостоятельная работа, сопровождение студента, формы и методы контактной самостоятельной работы.

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2020.36.23

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Алешугина Е. А., Кутепова Л. И., Белоусова Г. А. Технологии организации контактной самостоятельной работы в вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8, № 1 (26). С. 253—255.
2. Алферова Е. И., Зеер Э. Ф. Психологические особенности ответственности учителей в процессе профессионального становления // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2007. № 6 (48). С. 59—70.
3. Бичева И. Б. Развитие инновационности будущего педагога дошкольного образования [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2019. № 2 (30). С. 237—247. URL: http://vestospu.ru/archive/2019/articles/15_30_2019.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2019.30.15.
4. Бичева И. Б. Развитие критичности как важного качества будущего педагога дошкольного образования [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования. 2017. № 4 (28). С. 28—32. URL: https://pnojournal.files.wordpress.com/2017/07/pdf_170405.pdf.
5. Бичева И. Б., Казначеева С. Н. Условия формирования готовности обучающихся к конкурентной профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Наука и практика регионов. 2019. № 2 (15). С. 58—62. URL: http://cs.meb-journal.ru/-/Y8zbzdEpjEh-Lw2hWPmFEw/sv/document/e4/d0/6f/571202/77/Выпуск%2B№15%2BНПР.pdf?1560193676.
6. Бичева И. Б., Китов А. Г. О готовности преподавателей к инновационным преобразованиям в учебно-профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 6 (25). С. 45. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/45PVN614.pdf. DOI: 10.15862/45PVN614.
7. Бичева И. Б., Филатова О. М. Формирование педагога-лидера в образовательном процессе вуза [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2017. № 3 (20). URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/625/607. DOI: 10.26795/2307-1281-2017-3-5.
8. Бичева И. Б., Хижная А. В., Емелина А. В., Баскакова Н. В. Кейс-задача как инновационный способ подготовки будущих педагогов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-8. С. 35—41.
9. Быкова С. С. Профессиональная ответственность будущего педагога: содержание и структура понятия // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 3. С. 49—53.
10. Быстрова Н. В., Казначеева С. Н., Юдакова О. В. Самостоятельная работа как средство развития интереса к обучению у студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-3. С. 40—43.
11. Груздева М. Л., Тукенова Н. И. Анализ современного состояния исследований и разработок в области построения информационно-образовательных сред высших учебных заведений [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, № 2. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/980/718. DOI: 10.26795/2307-1281-2019-7-2-1.
12. Долматов А. В., Долматова Л. А. Культура и эффективность психолого-педагогического взаимодействия педагогов и студентов в интерактивных формах обучения // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2013. № 2. С. 91—97.
13. Дробышевский А. А. Организация самостоятельной работы студентов с применением компьютерных технологий обучения : автореф. дис. … канд. пед. наук. Саратов, 2013. 24 с.
14. Ибрагимов Г. И. Самостоятельная работа студентов: проблемы организации и условия стимулирования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2018. № 11. С. 54—58.
15. Иманова О. А. Оценивание профессиональной компетентности студентов направления подготовки «Педагогическое образование» с использованием электронного портфолио [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2020. № 1 (33). С. 197—209. URL: http://vestospu.ru/archive/2020/articles/18_33_2020.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2020.33.18.
16. Казначеева С. Н., Быстрова Н. В., Григорян Н. М., Мурыгина К. Д. Сущность и содержание самостоятельной работы студентов в условиях высшего учебного заведения // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8, № 2 (27). С. 42—45.
17. Казначеева С. Н., Перова Т. В. Проблемы формирования самостоятельной познавательной деятельности студентов-заочников [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2017. № 1 (18). URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/321/322.
18. Макаров С. И., Бунтова Е. В. Организация самостоятельной работы студентов в рамках компетентностного подхода обучения [Электронный ресурс] // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6, № 4 (21).
С. 231—234. URL: https://snv63.ru/doc/numbers/snv21.pdf.
19. Новиков А. М. Профессиональное образование: устремление в будущее [Электронный ресурс] // Проблемы современного образования. 2012. № 3. С. 5—10. URL: http://pmedu.ru/res/2012_3_1.pdf.
20. Одинцова Л. А., Григорьева О. Ю. Самостоятельная работа студентов бакалавриата как средство включения их в непрерывное образование [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 2. С. 141. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26158.
21. Пак Л. Г. Внеаудиторная деятельность как средство формирования социально-профессиональной ответственности студентов вуза [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2019. № 4 (32). С. 285—298. URL: http://vestospu.ru/archive/2019/articles/20_32_2019.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2019.32.20.
22. Папуткова Г. А., Краснопевцева Т. Ф. Современные подходы к формированию общекультурной компетентности бакалавров педагогического образования [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. С. 132. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=14470.
23. Пичугина Г. А. Самостоятельная деятельность как средство развития самообразования // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7, № 4 (25). С. 280—283.
24. Рябошапка А. И., Шалагинова Н. А. Контактная работа преподавателей и студентов в электронной информационно-образовательной среде вуза как фактор формирования общекультурных и профессиональных компетенций // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2018. № 5. С. 97—105.
25. Сорокоумова С. Н., Елшанский С. П., Пучкова Е. Б., Суховершина Ю. В. Когнитивные стили и персонализация обучения студентов-психологов [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, № 1. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1067/772. DOI: 10.26795/2307-1281-2020-8-1-10.
26. Челнокова Е. А., Казначеева С. Н. Условия эффективности самостоятельной работы студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-7. С. 192—198.
27. Kurbatova A. S., Bicheva I. B., Ivanova N. V., Zaitseva S. A., Krasilnikova L. V. Career guidance problem as a systemic problem in Russian society // Revista Inclusiones. 2020. Vol. 7. P. 158—173.

 

Библиографическая ссылка на данную статью:

Бичева И. Б., Казначеева С. Н. Организация контактной самостоятельной работы в профессиональной подготовке педагогов [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2020. № 4 (36). С. 372—385. URL: http://vestospu.ru/archive/2020/articles/23_36_2020.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2020.36.23.