Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2021. № 2(38). С. 158—175

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 372.881.161.1:373.24

Агапова Гаделия Хаснуловна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель
Оренбургский государственный педагогический университет
Мусс Галина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент
Оренбургский государственный педагогический университет

 

ОБОГАЩЕНИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ 5—6 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Аннотация

В статье рассматривается важная сторона развития речи дошкольников — обогащение активного словаря. В свете информатизации современной жизни и тенденции снижения у подрастающего поколения интереса к художественной литературе подчеркивается важность обучения и воспитания дошкольников средствами художественной литературы. Авторами изучена детская краеведческая литература, соответствующая уровню восприятия детей 5—6 лет, обоснован ее потенциал как эффективного учебного средства и на основе текстов разных жанров разработана система упражнений, которая не только способствует обогащению речи детей, но и обладает богатым потенциалом для воспитания у них любви к малой родине, чувства патриотизма, гордости за свой край.

Ключевые слова

Развитие речи, этапы обогащения словаря детей, краеведческая детская литература, критерии и принципы отбора литературы.

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2021.38.12

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Агапова Г. Х., Беляева Е. Ю. Роль поэзии родного края в формировании нравственных ценностей у младших школьников (на примере Оренбургской области) // Гуманитарные технологии в современном мире : материалы V Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Калининград : ИиТ газеты «Страж Балтики» Минобороны России, 2017. С. 87—90.
2. Агапова Г. Х. Формирование орфографической зоркости на материале стихотворений поэтов Оренбургской области // Начальная школа. 2019. № 11. С. 32—36.
3. Арифанова В. В., Колобовникова Е. Н. Приобщение дошкольников к художественной литературе посредством интерактивной игры «Путешествие в мир сказок дедушки Мазая» // Традиции и новации в дошкольном образовании. Чебоксары, 2018. № 5 (8). С. 44—46.
4. Баряева Л. Б., Арсеньева М. В. Детская литература как средство развития связной речи у дошкольников с нарушением речи // Проблемы современного педагогического образования. Ялта, 2016. № 51-3. С. 13—20.
5. Блинов А. Я. Дождик на колесах. Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 1984. 22 с.
6. Бойко И. Н. Методы активизации словаря детей дошкольного возраста // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 4-10. С. 101—105.
7. Градусова Л. В., Левшина Н. И. Проблема приобщения дошкольников к книжной культуре в контексте реализации ФГОС ДО // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 1. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26091 (дата обращения: 19.01.2021).
8. Градусова Л. В., Левшина Н. И., Дементьева И. С. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста : учеб. пособие / под ред. Л. В. Градусовой. Магнитогорск : МаГУ, 2010. 96 с.
9. Густова Е. С., Минаева Е. В. Ознакомление дошкольников среднего возраста с произведениями художественной литературы // Неофит : сб. статей по материалам науч.-практ. конф. аспирантов, магистрантов, студентов. Нижний Новгород : Нижегор. гос. пед. ун-т им. Козьмы Минина, 2020. С. 98—101.
10. Исаева О. В., Леньшина Т. А. Обогащение словаря детей дошкольного возраста средствами художественной литературы // Проблемы современного педагогического образования. Ялта, 2018. № 61-4. С. 122—125.
11. Ислямова З. С., Асанова З. Р. Проблема приобщения дошкольников к народным традициям в психолого-педагогической литературе // Январские педагогические чтения / Крымский инженерно-педагогический ун-т им. Февзи Якубова. Симферополь, 2018. № 4 (16). С. 101—106.
12. Кузнецова Н. В. На лесной тропинке. Астана : Фолиант, 2018. 48 с.
13. Лапыгин М. Подарок : стихи. Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 1957. 16 с.
14. Левановский В. Н. Сочинения : в 3 т. Т. 1 : Стихотворения и рассказы для детей. Бугуруслан, 2015. 255 с.
15. Малютина Е. В., Обухова С. Н. Региональная культура как средство социализации детей дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26823 (дата обращения: 19.01.2021).
16. Мигранова Л. Ш. Формирование фразеологической картины мира у детей старшего дошкольного возраста // Филология и культура. Казань, 2018. № 2 (52). С. 223—233.
17. Молчанов В. М. Про лешего и не только : стихи. Оренбург : Оренб. неделя, 2014. 85 с.
18. Мусс Г. Н. Обогащение представлений дошкольников о свойствах и качествах предметов // Перспективные направления дошкольного образования: опыт, проблемы, пути развития : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Чебоксары : Экспертно-методический центр, 2018. С. 49—53.
19. Мусс Г. Н. Личностные достижения дошкольников и младших школьников: некоторые аспекты преемственности // Актуальные проблемы образования детей дошкольного и младшего школьного возраста в контексте современного научного знания : Междунар. науч.-практ. конф. : сб. статей. Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2014. С. 183—186.
20. Серебрянникова С. И., Чилишева Н. А. Сотрудничество с семьей по приобщению детей к художественной литературе // Троица образования: педагог — обучающийся — родитель : материалы VIII Байкальских родительских чтений. Иркутск : Аспринт, 2019. С. 46—62.
21. Скиданова Е. А. Развитие речи дошкольников на основе приобщения к миру художественной литературы // Вестник Белгородского института развития образования. 2017. № 4 (6). С. 111—115.
22. Степанов А. Д. Век открытых людей. Стихотворения для детей. Оренбург : Издат. центр МВГ, 2016. 44 с.
23. Тарасова А. В. Обогащение словаря дошкольников на занятиях чтения сказок (на материале тематической группы «названия традиционной одежды») // Известия Института педагогики и психологии образования / Моск. гор. пед. ун-т. М., 2017. № 1. С. 145—149.
24. Хмелькова Е. В., Леушина Т. А., Феофилатова К. Д. Развитие активного словарного запаса дошкольников с общим недоразвитием речи средствами художественной литературы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 8. С. 104—108. URL: http://e-koncept.ru/2016/56129.htm (дата обращения: 19.01.2021).
25. Цверкун Т. В., Сорвачева И. Д. Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством художественной литературы // Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога : сб. материалов VI Всерос. науч.-практ. конф. Симферополь :  Тип. «Ариал», 2019. С. 200—204.
26. Шамаева Е. В., Поносова О. С. Педагогические условия приобщения детей старшего дошкольного возраста к чтению художественной литературы // Молодежь. Наука. Современность : IV Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Ижевск : Издат. дом «Удмуртский университет», 2017. С. 193—197.
27. Шатрова С. А. Влияние литературных произведений на развитие художественной речи дошкольника // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. № S8. С. 46—50. URL: http://e-koncept.ru/2013/13579.htm (дата обращения: 19.01.2021).
28. Шейбак И. В. Зачем собаке нужен хвост? Стихи для детворы. Калуга : Золотая аллея, 2014. 64 с.

 

Библиографическая ссылка на данную статью:

Агапова Г. Х., Мусс Г. Н. Обогащение активного словаря детей 5—6 лет средствами краеведческой детской литературы [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2021. № 2 (38). С. 158—175. URL: http://vestospu.ru/archive/2021/articles/12_38_2021.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2021.38.12.