Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2021. № 2(38). С. 190—203

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 373.2

Бичева Ирина Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина
Ханова Татьяна Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОСТРАНСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Аннотация

В статье рассматривается проблема профессионального развития современного педагога дошкольного образования. Авторы указывают, что в своем профессиональном развитии каждый педагог проходит этапы становления (формирования), использования и совершенствования профессионального опыта, обозначены задачи управления на каждом этапе. Обоснована организация пространства, способствующего развитию сущностных характеристик систематического, поступательного и качественного изменения личности педагогов на различных этапах профессионального развития. Проектирование такого пространства включает комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов (информационно-содержательного, технологического, научно-методического, рефлексивного и социокультурного), составляющих целостность процесса профессионального развития педагогов как непрерывного в единстве научной и профессиональной среды. Определены критерии и показатели их сформированности. Приведены результаты изучения уровня профессионального развития педагогов дошкольных образовательных организаций. Подчеркивается роль технологий личностно ориентированного образования в процессе профессионального развития педагогов. Особое внимание обращается на дистанционную методическую поддержку, проектирование, научно-методическое руководство.

Ключевые слова

Профессиональное развитие, педагог дошкольного образования, пространство возможностей профессионального развития, дистанционная поддержка, проектирование, научно-методическое руководство.

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2021.38.14

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Арсентьев Ю. Н., Горбунов В. С., Лесковский И. П., Моисеев А. В. Управление компетенциями человеческих ресурсов в высшем профессиональном образовании // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2014. № 3 (4). С. 53—57.
2. Бичева И. Б., Казначеева С. Н. Развитие правовой компетенции педагога дошкольного образования [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, № 4. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1144. DOI: 10.26795/2307-1281-2020-8-4-1.
3. Бичева И. Б., Казначеева С. Н. Развитие профессиональной компетентности специалистов педагогического образования в построении карьеры [Электронный ресурс] // Наука и практика регионов. 2019. № 1 (14). С. 63—66. URL: http://cs.meb-journal.ru/-/vOgclJPMOT-cn-jplwI5zg/sv/document/ac/3a/b0/571202/75/Выпуск%2B№14%2BНПР.pdf?1557660733.
4. Бичева И. Б., Коровина Е. А., Сомова Н. М. Управление профессиональным развитием педагогов образовательной организации: партисипативный подход // Бизнес. Образование. Право. 2016. № 1 (34). С. 242—246.
5. Бичева И. Б., Хижная А. В. Управление профессиональным развитием педагогов дошкольной образовательной организации на основе витагенного опыта [Электронный ресурс] // Государственный советник. 2018. № 3 (23). С. 36—40. URL: https://gossovetnik.files.wordpress.com/2018/09/18-031.pdf.
6. Вербицкий А. А. Метод проектов — форма организации учебной деятельности обучающихся // Профессиональное образование. Столица. 2019. № 2. С. 36—40.
7. Воронина Ю. В. Цифровая грамотность педагога: анализ содержания понятия и структура [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2019. № 4 (32). С. 232—245. URL: http://vestospu.ru/archive/2019/articles/17_32_2019.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2019.32.17.
8. Гусарова М. Н. Личностное информационное пространство как фактор его профессионального развития [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 1. С. 39. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27420.
9. Казначеева С. Н., Бичева И. Б. Оценка труда персонала как условие повышения профессионально-производственной результативности // Вестник Тверского государственного университета. Сер. Экономика и управление. 2020. № 2 (50). С. 94—102.
10. Куламихина И. В. Конструирование содержания курса в системе образования взрослых: принципы, подходы и опыт реализации [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2019. № 1 (29). С. 210—222. URL: http://vestospu.ru/archive/2019/articles/18_29_2019.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2019.29.18.
11. Куликовская И. Э., Крюкова Н. А., Талыбова Н. В. Проектный менеджмент в инновационной деятельности дошкольного учреждения // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2009. № 7. С. 77—84.
12. Матвиевская Е. Г., Тавстуха О. Г. Институционализация профессиональной коллаборации педагогического сообщества // Высшее образование сегодня. 2018. № 6. С. 7—10.
13. Мельникова О. В., Богомолова М. В., Стародубцева Е. В. Проектирование программ профессионального развития педагогов дошкольного образования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5, № 3. С. 204—211.
14. Николаева А. В., Попова Л. В. Методологическое самоопределение педагогов дошкольных образовательных организаций в системе непрерывного образования [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 6. С. 259. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28407.
15. Панфилова А. П. Метод проектов и технология игрового проектирования в образовательном процессе: сравнительный анализ // Образовательные технологии. 2014. № 3. С. 101—109.
16. Рослякова Н. И. Непрерывное профессиональное образование педагогов дошкольных организаций в современных условиях [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. T. 9. С. 46—50. URL: http://e-koncept.ru/2015/95026.htm.
17. Соломенникова О. А., Гладкова Ю. А. Непрерывное профессиональное развитие и самообразование современного педагога // Педагогическое образование и наука. 2018. № 3. С. 91—96.
18. Филатов А. В. Профессиональное развитие педагога в условиях социокультурной развивающей среды образовательной организации // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. Педагогика. 2017. № 4. С. 182—190.
19. Ханова Т. Г., Белинова Н. В. Непрерывное образование педагогов дошкольного образования: методическое сопровождение повышения профессиональной компетентности // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-3. С. 240—243.
20. Ханова Т. Г., Белинова Н. В. Образовательный менеджмент в профессиональной и организационной адаптации молодых специалистов // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-3. С. 243—247.
21. Шендрик И. Г. Образование профессионала в условиях инновационного развития // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. Педагогика. 2012. № 1. С. 56—60.
22. Шерайзина Р. М., Донина И. А., Лукконен О. А. Рефлексивное управление как фактор саморазвития педагогического персонала дошкольной образовательной организации // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-2. С. 383—387.
23. Яркова Д. Д., Мухина Т. Г., Малинин В. А., Сорокоумова С. Н. Развитие творческого потенциала педагога в условиях деятельности федеральной инновационной площадки «Педагогическое лидерство» [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, № 2. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1085. DOI: 10.26795/2307-1281-2020-8-2-14.
24. Яхонтова Е. С. Практика управления человеческими ресурсами в образовательных системах: результаты исследования // Управление развитием персонала. 2018. № 4. С. 288—301.
25. Belinova N. V., Bicheva I. B., Krasilnikova L. V., Khanova T. G., Hizhnaya A. V. The Role of Managerial Competence of an Executive in Improving the Quality of Pre-school Educational Organization // Popkova E., Sergi B. (eds.). The 21st Century from the Positions of Modern Science: Intellectual, Digital and Innovative Aspects. ISC 2019. Springer, Cham, 2020. P. 422— 429. (Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 91). DOI: 10.1007/978-3-030-32015-7_47.
26. Kirillova I. K., Akimova I. V., Denisova O. P., Vaganova O. I., Zhitnikova N. E. Organization of project activities in the system of advanced training of teachers // Propósitos y Representaciones. 2021. Vol. 9. DOI: 10.20511/pyr2021.v9nSPE1.e809.
27. Romanovskaya E. V., Andryashina N. S., Kuznetsova S. N., Smirnova Z. V., Ivonina O. G. Digital Technologies in Russia: Trends, Place and Role in Economy // Popkova E. G., Sergi B. S. (eds.) “Smart Technologies” for Society, State and Economy. ISC 2020. Springer, Cham, 2021. P. 344—351. (Lecture Notes in Networks and Systems, Vol. 155). DOI: 10.1007/978-3-030-59126-7_38.

 

Библиографическая ссылка на данную статью:

Бичева И. Б., Ханова Т. Г. Профессиональное развитие педагога дошкольного образования: пространство реализации индивидуальных возможностей [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2021. № 2 (38). С. 190—203. URL: http://vestospu.ru/archive/2021/articles/14_38_2021.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2021.38.14.