Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2022. № 3(43). С. 218—236

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья

УДК 372.881.161.1

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2022.43.18

Способы толкования лексического значения производных слов как объекта словообразовательного разбора в школе

Острикова Татьяна Александровна, доктор педагогических наук, профессор
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, Абакан, Россия, t.a.ostrikova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-9560-9385

Чучва Лариса Михайловна, учитель, аспирант
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, Абакан, Россия, mymixam@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6723-3878

Аннотация

В статье актуализирована лингводидактическая проблема непрерывного (от раздела «Лексика» к разделу «Словообразование») обогащения знаний учителя и учащихся о способах толкования слов в целях эффективного их словообразовательного разбора. Путем анализа лингвистических и лингвометодических теоретико-практических источников, учебников по русскому языку для 5 и 6 классов, результатов письменной срезовой работы, диагностирующей уровень навыков учащихся в толковании производных слов, выявлены пути уточнения и конкретизации познавательной информации о способах их толкования, своеобразии семантических определений значения слова на уровне толковательных предложений. Для учителей-словесников представлена лингводидактическая система способов и соответствующих им приемов толкования лексического значения производных слов, являющихся объектом словообразовательного разбора. Особое внимание уделено лексико-грамматическому своеобразию отсылочных, синонимических и описательных толкований в виде простых и сложных толковательных предложений.

Ключевые слова

Русский язык в школе, лексика, способ толкования слова, навыки толкования слов, семантизация слова, семантическое определение лексического значения слова, толковательное предложение, словообразование, производное слово, сложное слово, словообразовательный разбор.

Библиографическая ссылка на данную статью:

Острикова Т. А., Чучва Л. М. Способы толкования лексического значения производных слов как объекта словообразовательного разбора в школе [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2022. № 3 (43). С. 218—236. URL: http://vestospu.ru/archive/2022/articles/18_43_2022.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2022.43.18.

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список источников

1. Апресян Ю. Д. Избранные труды. Т. 1. Лексическая семантика (синонимические средства языка). М. : Языки рус. культуры : Восточная лит., 1995. 472 с.
2. Арбатский Д. И. Основные способы толкования значений слова // Русский язык в школе. 1970. № 3. С. 26—31.
3. Арбатский Д. И. Толкования значений слов: Семантические определения. Ижевск : Удмуртия, 1977. 100 с.
4. Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория. 5—9 классы. : учеб. для общеобр. учр. М. : Дрофа, 2012. 320 с.
5. Баранов М. Т. Школьный словарь образования слов русского языка. М. : Просвещение, 1997. 350 с.
6. Белов В. А. Семантические свойства имен существительных различных лексико-грамматических разрядов // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 2, Языкознание. 2020. Т. 19, № 3. С. 38—48.
7. Белов В. А. Способы наивного толкования лексического значения существительных // Верхневолжский филологический вестник. 2018. № 4. С. 83—92.
8. Большой академический словарь русского языка : более 150 000 слов русского языка его классического (XIX в.) и нового (XX—XXI вв.) периодов / РАН, Ин-т лингв. исследований ; гл. ред. К. С. Горбачевич. Т. 1—24. М. ; СПб. : Наука, 2004—2018. Изд. продолжается.
9. Большой толковый словарь русских глаголов : свыше 10 000 глаголов. Идеографическое описание. Синонимы. Антонимы. Английские эквиваленты / авт.-сост. Л. Г. Бабенко [и др.] ; под общ. ред. Л. Г. Бабенко. М. : АСТ-ПРЕСС, 2007. 573 с.
10. Большой толковый словарь русских существительных : свыше 15 000 имен существ., идеограф. описание, синонимы, антонимы / авт.-сост. Л. Г. Бабенко [и др.] ; под общ. ред. Л. Г. Бабенко. М. : АСТ-Пресс Книга, 2005. 863 с.
11. Брякова И. Е. Стратегия формирования читательской грамотности школьников на основе работы с литературными и информационными текстами [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2022. № 1 (41). С. 210—225. URL: http://vestospu.ru/archive/2022/articles/18_41_2022.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2022.41.18.
12. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучева И. В. Русский язык. 5 класс : учеб. : в 2 ч. / науч. ред. А. А. Леонтьев. М. : Баласс, 2015. Ч. 1. 256 с. ; Ч. 2. 240 с.
13. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный : в 2 т. М. : Рус. язык, 2000.
14. Караулов Ю. Н. Русский язык : энциклопедия. М. : Дрофа, 1997. 721 с.
15. Козлова А. А., Баранова О. В. Метод семантизации слов в обучении школьников смысловому чтению // Вопросы педагогики. 2021. № 6-2. С. 94—101.
16. Лопатин В. В. Русская словообразовательная морфемика. Проблемы и принципы описания. М. : Наука, 1977. 315 с.
17. Лопатин В. В., Лопатина Л. Е. Русский толковый словарь. М. : Русский язык, 1997. 831 с.
18. Львова С. И. Уроки словесности. 5—9 классы. М. : Дрофа, 1997. 416 с.
19. Львова С. И. Функционально-семантический подход к обучению морфемике и словообразованию в школьном курсе русского языка : автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 1993. 41 c.
20. Методика преподавания русского языка в школе : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов ; под ред. М. Т. Баранова. М. : Издат. центр «Академия», 2001. 368 с.
21. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка : 100 000 слов, терминов и выражений : [новое издание] / под общ. ред. Л. И. Скворцова. 28-е изд., перераб. М. : Мир и образование, 2015. 1375 с.
22. Острикова Т. А. Обучение учащихся 4—6 классов морфемному и словообразовательному разборам на основе различения производных и непроизводных слов : дис. … канд. пед. наук. М., 1985. 198 с.
23. Петров А. В. Гнездовой толково-словообразовательный словарь композитов. Симферополь, 2003. 286 с.
24. Примерная рабочая программа основного общего образования «Русский язык» (для 5—9 классов образовательных организаций). М. : Мин-во просвещения РФ : Ин-т стратегии развития образования РАО, 2021. 128 с.
25. Романовская А. К. Системный подход к обучению морфемике и словообразованию на уроках русского языка в VI классе // Мова і літаратура ў ХХІ стагоддзі: актуальныя аспекты даследавання : матэрыялы VI Рэсп. навукова-практ. канф. маладых навукоўцаў, прысвечанай 100-годдзю Беларускага дзяржаўнага універсітэта, Мінск, 12 марта 2021 г. / гал. рэд. В. У. Зуев. Мінск : Белорус. гос. ун-т, 2021. С. 397—401.
26. Русская грамматика : в 2 т. Т. 1: Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология / гл. ред. Н. Ю. Шведова. М. : Наука, 1980. 783 с.
27. Русский язык : учеб. для 4 кл. / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян [и др.] ; науч. ред. Н. М. Шанский. М. : Просвещение, 1980. 304 с.
28. Русский язык : учеб. для 5 кл. ср. школы / М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба [и др.] ; науч. ред. Н. М. Шанский. М. : Просвещение, 1988. 221 с.
29. Русский язык : учеб. для 5 кл. общеобр. учреждений : в 2 ч. / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова [и др.] ; науч. ред. Н. М. Шанский. 2018. Ч. 1. 192 с.; Ч. 2. 176 с.
30. Русский язык : учеб. для 5—6 кл. / М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба, Т. А. Ладыженская [и др.] ; науч. ред. Н. М. Шанский. М. : Просвещение, 1974. 384 с.
31. Русский язык. 5 класс : учеб. : в 2 ч. / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов. М. : Дрофа, 2020. Ч. 1. 140 с.; Ч. 2. 174 с.
32. Русский язык : учеб. для 6 кл. ср. школы / М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, Т. А. Ладыженская [и др.]. М. : Просвещение, 2011. 253 с.
33. Русский язык : учеб. для 6 кл. ср. школы : в 2 ч. / М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, Т. А. Ладыженская [и др.]. М. : Просвещение, 2018. Ч. 1. 191 с.; Ч. 2. 175 с.
34. Русский язык : 6 кл. : учеб. для общеобр. учр. : в 2 ч. / Е. А. Быстрова [и др.] ; под ред. Е. А. Быстровой. М. : Русское слово, 2014. Ч. 1. 248 с.; Ч. 2. 208 с.
35. Русский язык : 6 кл. : учеб. / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос [и др.]. 9-е изд., стер. М. : Дрофа, 2020. 287 с.
36. Русский язык : 6 класс : учеб. для общеобр. орг. : в 2 ч. / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова [и др.]. М. : Просвещение, 2021. Ч. 1. 191 с.; Ч. 2. 191 с.
37. Скляревская Г. Н. Нормативный толковый словарь живого русского языка: основные постулаты и типологические признаки // Нормативный толковый словарь живого русского языка: теоретические проблемы и практические трудности. СПб. : Филол. ф-т СПбГУ, 2007. С. 17—41.
38. Словарь русского языка : в 4 т. / РАН, Ин-т лингв. исследований ; под ред. А. П. Евгеньевой. М. : Русский язык : Полиграфресурсы, 1999.
39. Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка : в 2 т. Ок. 145 000 слов. М. : Русский язык, 1985. Т. 1. 856 с. ; Т. 2. 886 с.
40. Толковый словарь русского языка / Д. Н. Ахапкин [и др.] ; ред. Д. В. Дмитриев. М. : Астрель [и др.], 2003. 989 с.
41. Толковый словарь русского языка : в 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. М. : Сов. энциклопедия : ОГИЗ, 1935—1940.
42. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М. : Мин-во просвещения РФ, 2021. 126 с.
43. Фивейская Е. А. Словообразовательные отношения в толковом словаре: проблема разработки типовых дефиниций (на материале семантического поля «Музыка») // Нормативный толковый словарь живого русского языка: теоретические проблемы и практические трудности. СПб. : Филол. ф-т СПбГУ, 2007. С. 226—238.