Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2022. № 4(44). С. 356—372

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья

УДК 372.881.161.1

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2022.44.18

Проблемы лингвометодического предъявления темы «Вставные конструкции» в учебниках по русскому языку 1980—2010-х годов

Острикова Татьяна Александровна, доктор педагогических наук, профессор
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, Абакан, Россия, t.a.ostrikova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-9560-9385

Картин Владислав Евгеньевич, аспирант
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, Абакан, Россия, cartin.v@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-6229-1147

Аннотация

В статье актуализированы этапы становления лингвистической теории вставных конструкций, раскрываются особенности лингвометодического предъявления теории и практики вставных конструкций в основной общеобразовательной школе. В процессе аспектного анализа так называемых «старых» учебников для 7/8 класса, изданных в 1980—2010-е годы, установлено неоднозначное место темы «Вставные конструкции» в пунктуационно-синтаксических разделах учебного курса русского языка; выявлено вариантное содержание учебной информации о вставных конструкциях, представленной в специальном параграфе каждого учебника; дан позитивно-критический комментарий, отражающий своеобразие и проблемы лингвометодического предъявления учебно-языковой информации о вставных конструкциях; сформулированы предметно и метапредметно значимые выводы о путях совершенствования (на базовом и расширенном уровнях) теории и практики рассматриваемой темы.

Ключевые слова

Русский язык в школе, синтаксис и пунктуация, вводные слова и предложения, вставные конструкции, дидактический аппарат учебника, упражнение.

Библиографическая ссылка на данную статью:

Острикова Т. А., Картин В. Е. Проблемы лингвометодического предъявления темы «Вставные конструкции» в учебниках по русскому языку 1980—2010-х годов [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2022. № 4 (44). С. 356—372. URL: http://vestospu.ru/archive/2022/articles/18_44_2022.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2022.44.18.

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список источников

1. Акимова Г. Н. Новое в синтаксисе современного русского языка. М. : Высшая школа, 1990. 168 с.
2. Аникин А. И. Вводные слова и их соотношения с структурно-семантическими категориями слов в современном русском языке // Ученые записки МГПИ. 1958. Т. 132. С. 5—33.
3. Аникин А. И. Вставные конструкции как компонент предложения // Ученые записки МОПИ. 1967. Т. 197. С. 247—258.
4. Бабайцева В. В., Максимов Л. Ю. Современный русский язык : учеб. : в 3 ч. Ч. 3: Синтаксис. Пунктуация. М. : Просвещение, 1981. 271 с.
5. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений: 5—9 классы. 11-е изд. М. : Просвещение, 2010. 46 с.
6. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучева И. В. Русский язык : учеб. для 8 кл. осн. шк. / науч. ред. А. А. Леонтьев. 2-е изд., испр. М. : Баласс, 2010. 304 с.
7. Валгина Н. C. Активные процессы в современном русском языке : учеб. пособие. М. : Логос, 2001. 304 с.
8. Голубева И. В., Губарева О. И. Анализ использования вставных конструкций в речи современных школьников // Интернаука. 2022. № 1, ч. 2. С. 82—84.
9. Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку для старших классов средней школы. 26-е изд. М. : Просвещение, 1988. 256 с.
10. Деренько Л. О. Вставные конструкции эмоционального характера в современной актуализирующей прозе // Русский язык: исторические судьбы и современность: Секция ХI. Грамматика русского текста : III Междунар. конгресс исследователей русского языка (20—23 марта 2007 г.). М. : МГУ им. М. В. Ломоносова, 2007. С. 307—308.
11. Зуев Д. Д. Школьный учебник. М. : Педагогика, 1983. 240 с.
12. Иванчикова Е. А. Вставные предложения, слова и сочетания слов // Грамматика русского языка : в 2 т. / ред. В. В. Виноградов, Е. С. Истрина. М. : АН СССР, 1954. Т. 2. Синтаксис. Ч. 2. С. 167—176.
13. Картин В. Е. Становление правил выбора скобок разного начертания как средства пунктуационного оформления вставных конструкций в предложениях и текстах на русском языке // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2021. № 3. С. 14—19.
14. Кулаковский М. Н. Актуальные аспекты исследования вставных конструкций в художественном тексте // Культура. Литература. Язык : материалы 73-й междунар. науч. конф. / науч. ред. М. Ю. Егоров. Ярославль : Ярослав. гос. пед. ун-т, 2019. С. 10—14.
15. Кулаковский М. Н. Вставные конструкции в современном художественном тексте: традиции и новые тенденции функционирования // Ярославский педагогический вестник. 2013. Т. 1, № 2. С. 138—142.
16. Ляпон М. В. Вставная конструкция // Русский язык : энцикл. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Большая рос. энцикл. : Дрофа, 1997. С. 79.
17. Меркушева О. В. Вставные конструкции как инструмент реализации субъективно-авторской модели повествования: на материале прозы А. И. Солженицына : автореф. дис. … канд. филол. наук. Воронеж, 2002. 20 с.
18. Методика преподавания русского языка в школе : учеб. для студ. / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов ; ред. М. Т. Баранов. М. : Академия, 2000. 368 с.
19. Насер Н. Э. Н., Рыбачева Л. В. Экспрессивный потенциал вставных конструкций в современной публицистике // Студенческая наука как ресурс инновационного потенциала развития : сб. VII Междунар. студ. науч. конф. М. : Ин-т междунар. обр., 2018. С. 3—5.
20. Онишко Л. Г. Вставные элементы в функции средства метаязыкового комментирования номинаций : автореф. дис. … канд. филол. наук. Воронеж, 1997. 19 с.
21. Пастухова Л. С. Интерпозиция как один из вариантов размещения вставных единиц // Исследования по семантике. Симферополь, 1987. С. 75—80.
22. Пешковский А. М. Школьная и научная грамматика : опыт применения научно-грамматических принципов к школьной практике. 2-е изд., испр. и доп. с прил. докл.: «Роль выразительного чтения в обучении знакам препинания», читан. на 1-м Всерос. съезде преподавателей рус. языка сред. школ в Москве. М. : Лит.-изд. отд. Нар. комиссариата по просв., 1918. 125 с.
23. Поздняков Н. С. Методика преподавания русского языка. М. : Учпедгиз, 1955. 304 с.
24. Преподавание русского языка в V—VII классах. Синтаксис : метод. пособие / ред. В. А. Добромыслов. М. : АПН, 1960. 360 с.
25. Прияткина А. Ф. Русский язык: Синтаксис осложненного предложения. М. : Высшая школа, 1990. 176 с.
26. Руднев А. Г. Синтаксис осложненного предложения. М. : Учпедгиз, 1959. 198 с.
27. Русский язык : учеб. для 8 класса / С. Г. Бархударов, С. Е. Чешко, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко. 15-е изд., испр. и доп. М. : Просвещение, 1989. 192 с.
28. Русский язык. 8 класс : учеб. для общ. орг. / Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская, А. Г. Нарушевич. М. : Просвещение, 2013—2016. 223 с.
29. Русский язык. 8 класс : учеб. для общ. орг. / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова ; науч. ред. Н. М. Шанский. М. : Просвещение, 2014. 271 с.
30. Русский язык. 8 класс : учеб. для общ. учр. / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов ; ред. М. М. Разумовская, П. А. Лекант. М. : Дрофа, 2018. 270 с.
31. Русский язык. 8 класс : учеб. для общ. учр. / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов [и др.]. 34-е изд. М. : Просвещение, 2011. 239 с.
32. Русский язык. 8 класс : учеб. для общ. учр. : в 2 ч. Ч. 1 / С. И. Львова, В. В. Львов. 8-е изд., перераб. М. : Мнемозина, 2012. 285 с.
33. Русский язык. Практика. 8 класс : учеб. для общ. учр. / Ю. С. Пичугов, А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова [и др.] ; науч. ред. Ю. С. Пичугов. 18-е изд., стер. М. : Дрофа, 2012. 268 с.
34. Русский язык. Теория. 5—9 классы : учеб. для общ. учр. / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. 17-е изд., перераб. М. : Дрофа, 2008. 319 с.
35. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации : пособие для 5—8 классов / ред. О. Г. Шикина. М. : Гос. учеб.-пед. изд-во Мин-ва просвещения РСФСР, 1960. 369 с.
36. Скобликова Е. С. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения (теоретический курс) : учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. М. : Флинта : Наука, 2006. 264 с.
37. Современный учебник русского языка для средней школы: теория и практика : материалы междунар. науч.-практ. конф. (25—26 марта 2021 г.) / отв. ред. А. Д. Дейкина, В. Д. Янченко. М. : МПГУ, 2021. 502 с.
38. Соколова Г. П. Уроки углубленного изучения русского языка: 8 класс. М. : Просвещение, 1992. 192 с.
39. Студнева А. И. Вводные предложения в современной русской речи : автореф. дис. … канд. филол. наук. М. : МГПИ им. В. И. Ленина, 1968. 25 с.
40. Студнева А. И. Из наблюдений над функционально-семантическим соотношением вводных и вставных предложений // Ученые записки МОПИ. 1967. Т. 197. С. 259—270.
41. Тараканова Е. К. Вставные конструкции как особый тип синтаксического изложения // Слово в русской культуре и межкультурной коммуникации : материалы науч. семинара, посвящ. 50-летию МАПРЯЛ / под ред. Л. А. Константиновой, Н. Н. Захаровой. Тула : Тульский гос. ун-т, 2018. С. 85—89.
42. Шаймиев В. А. Роль вставных конструкций в реализации текстовых категорий // Текстовые реализации и текстообразующие функции синтаксических единиц : межвуз. сб. науч. тр. Л. : ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1988. С. 117—126.
43. Шапиро А. Б. Основы русской пунктуации. М. : АН СССР, 1955. 400 с.
44. Щеболева И. И. Общая характеристика вставочных конструкций в современном русском литературном языке // Ученые записки Ростовского-на-Дону государственного педагогического института. 1955. Вып. 4. С. 93—109.