Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2022. № 4 (44). С. 151—168

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья

УДК 930:94(47)“18/19”

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2022.44.5

Детство в России рубежа XIX—XX вв.: западная и отечественная научная литература о проблемах, особенностях и источниках изучения

Бурлуцкая (Банникова) Елена Вадимовна, доктор исторических наук, профессор
Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург, Россия, ida777@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-0001-2207

Аннотация

В статье дается обзор и анализ российской и зарубежной историографии истории детства с момента возникновения данного научного направления, т.е. с середины XX века до настоящего времени. Автор, опираясь на мнения наиболее авторитетных исследователей, полагает, что изучение такого многопланового феномена, как мир детей, наиболее эффективно именно в контексте социальной истории. Исследования, которые можно отнести к указанной категории, рассматривают детство как социальный конструкт, а ребенка в первую очередь как социального субъекта. Это позволяет говорить о «множественности детств», обусловленных различными социальными обстоятельствами. Определены основные направления исследований российского детства рубежа XIX—XX вв., ведущие темы и сюжеты, ключевые достижения авторов. Особо выделяются работы, в которых анализируется источниковая база изучения истории детства как наиболее актуальная и дискуссионная проблема в рамках указанной научной дисциплины.

Ключевые слова

Россия, пореформенная эпоха, дети, детство, детская повседневность, историография, проблемы изучения детства, особенности изучения детства, источники истории детства.

Благодарности: Работа выполнена в рамках гранта Российского научного фонда (РНФ) на реализацию научного проекта № 22-28-00763 «Дети и детство. Повседневная жизнь ребенка в условиях провинциального городского социума (на материалах Оренбурга пореформенной эпохи)».

Библиографическая ссылка на данную статью:

Бурлуцкая (Банникова) Е. В. Детство в России рубежа XIX—XX вв.: западная и отечественная научная литература о проблемах, особенностях и источниках изучения [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2022. № 4 (44). С. 151—168. URL: http://vestospu.ru/archive/2022/articles/5_44_2022.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2022.44.5.

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список источников

1. Ануфриева О. В. Об истории становления системы социальной защиты детства в России в конце XIX — начале ХХ в. Елец : ЕГУ им. И. А. Бунина, 2016. 218 с.
2. Араловец Н. А. Городская семья в России 1897—1926 гг.: историко-демографический аспект. М. : ИРИ РАН, 2003. 232 с. [Переиздание: М. : Директ-Медиа, 2019. 270 с.].
3. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 1999. 415 с.
4. Банникова Е. В. Повседневная жизнь провинциального купечества (на материалах губерний Урала дореформенного периода). СПб. : ООО «Полторак», 2014. 440 с.
5. Борисов С. Б. Русское детство XIX—XX вв.: культурно-антропологический словарь : в 2 т. СПб. : Дмитрий Буланин, 2012. Т. 1 : А—М. 798 с.; Т. 2 : Н—Я. 832 с.
6. Бурлуцкая (Банникова) Е. В. Детское провинциальное чтение в системе семейного воспитания (по материалам детских журналов начала XX века в Оренбурге) [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2022. № 2 (42). С. 123—139. URL: http://vestospu.ru/archive/2022/articles/10_42_2022.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2022.42.10.
7. Бурлуцкая (Банникова) Е. В. Личная переписка представителей семейства Дегтяревых-Сухановых как источник по семейной повседневности горожан // Человек и город в историко-культурном пространстве : материалы краеведческих чтений, посвящ. 90-летию со дня рождения почетного гражданина города Оренбурга Виктора Васильевича Дорофеева : сб. статей. Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2017. С. 39—52.
8. Бурлуцкая Е. В. Дети в составе населения Оренбурга по данным Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года // Былые годы. 2022. № 2 (17). С. 902—921.
9. Бурлуцкая Е. В. Детская досуговая повседневность в общественном пространстве пореформенного Оренбурга по материалам оренбургской прессы (вторая половина XIX — начало XX века) [Электронный ресурс] // Исторический курьер. 2021. № 1 (15). С. 83—95. URL: http://istkurier.ru/data/2021/ISTKURIER-2021-1-08.pdf.
10. Вахромеева О. Б. Имущественные отношения родителей и детей в России на рубеже XIX—XX вв.: историко-правовой аспект // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2013. № 2. С. 34—40.
11. Веременко В. А. Дети в дворянских семьях России (вторая половина XIX — начало ХХ в.). СПб. : ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2015. 204 с.
12. Веременко В. А., Жукова А. Е. Воспитательные практики в дворянско-интеллигентских семьях России второй половины XIX — начала XX в. СПб. : ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2020. 232 с.
13. Виноградов Г. С. «Страна детей»: избранные труды по этнографии детства. СПб. : Историческое наследие, 1999. 547 с.
14. Виноградов Н. Д. Предисловие к русскому изданию // Мейман Э. Лекции по экспериментальной педагогике. М. : Мир, 1911. Ч. 1. С. V.
15. Ворошилова С. В. Наследственные права внебрачных детей по закону от 3 июня 1902 г. // Правовая политика и правовая жизнь. 2019. № 2. С. 35—40.
16. Галиуллина Д. М. Татарский национальный букварь конца XIX — начала ХХ в. как особый вид нарратива // Научный Татарстан. Гуманитарные науки. 2012. № 1. С. 15—24.
17. Глазкова Т. В. Повседневность как предмет художественной культуры (репрезентация феномена семьи в литературном дискурсе) : автореф. дис. … канд. культурологии. М., 2009. 26 с.
18. Глазкова Т. В. Случайное семейство как феномен культуры. М. : Русский раритет, 2010. 256 с.
19. Глазкова Т. В. Феномен «случайного семейства» и его интерпретация в творчестве Ф. М. Достоевского // Вопросы культурологии. 2008. № 6. С. 64—66.
20. Годовова Е. В. Образование мальчиков в казачьих войсках во второй половине ХIХ — начале ХХ века // Десятые Большаковские чтения. Оренбургский край как историко-культурный феномен : сб. статей междунар. науч.-практ. конф. : в 2 т. Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2020. Т. 2. С. 100—102.
21. Голикова С. В. Книга как новогодний подарок: произведения каких авторов дарили на елках детям (по материалам церковно-приходских школ Урала начала XX века) // Детская книга как институт социализации: «золотой ключик» к миру взрослых : материалы XI Всерос. науч.-практ. конф. Нижний Тагил : Садриева Анастасия Николаевна, 2019. С. 126—129.
22. Голикова С. В., Дашкевич Л. А. Введение всеобщего начального обучения в Пермской губернии: государственная политика и общественные инициативы // Российская история. 2022. № 1. С. 99—108.
23. Грицай Л. А. Гуманистическая модель семейного воспитания в педагогическом наследии Н. Н. Каринцева, И. О. Фесенко и П. П. Блонского // Педагогика и просвещение. 2012. № 2. C. 34—45.
24. Дети и детство в истории культуры: современные междисциплинарные исследования : материалы Всерос. науч. онлайн-конф. памяти Виталия Григорьевича Безрогова / под общ. ред. Е. Ю. Ромашиной. Тула : Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2021. 163 с.
25. Долгошеина А. А. Игрушка как элемент культурного кода: перспективы кросс-культурного анализа // Человек в мире культуры: проблемы науки и образования (XIV Колосницынские чтения) : материалы междунар. науч. конф. / под ред. Н. Б. Кирилловой [и др.]. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. С. 144—146.
26. Дорогой друг. Социальные модели и нормы в учебной литературе 1900—2000 годов (историко-педагогическое исследование) // Труды семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики». М. : Памятники исторической мысли, 2016. Вып. 18. 568 с.
27. Дорохова Т. С. Организация детского летнего отдыха в Пермской губернии конца XIX — начала XX в. // Педагогическое образование в России. 2017. № 5. С. 33—39.
28. Жиромская В. Б., Араловец Н. А. Российские дети в конце XIX — начале XXI в.: историко-демографические очерки. М. : Ин-т российской истории РАН ; Центр гуманитарных инициатив, 2018. 223 с.
29. Зайцева С. В. Деятельность государства и общества в области организации призрения незаконнорожденных детей в России во второй половине XIX — начале XX в. (на примере Санкт-Петербургской губернии) : автореф. дис. … канд. ист. наук. СПб., 2014. 22 с.
30. Калверт К. Дети в доме: материальная культура раннего детства, 1600—1900. М. : НЛО, 2009. 267 с.
31. Келли К. Об изучении истории детства в России XIX—XX веков // Какорея. Из истории детства в России и других странах : сб. статей и материалов / сост. Г. В. Макаревич. М. ; Тверь : Научная книга, 2008. С. 8—46.
32. Кон И. С. Детство как социальный феномен // Журнал исследований социальной политики. 2004. № 2. С. 151—174.
33. Кон И. С. Маргарет Мид и этнография детства // Мид М. Культура и мир детства : избр. произведения. М. : Наука, 1988. С. 398—425.
34. Кон И. С. Ребенок и общество. М. : Наука, 1988. 270 с.
35. Костюхина М. Детский оракул. По страницам настольно-печатных игр. М. : Новое литературное обозрение, 2013. 656 с.
36. Костюхина М. Записки куклы. Модное воспитание в литературе для девиц конца XVIII — начала XX века. М. : Новое литературное обозрение, 2017. 304 с.
37. Кухер К. Размышляя о подходах к изучению истории детства в России XIX в. // Малолетние подданные большой империи: Филипп Арьес и история детства в России (XVIII — начало XX века) : тр. семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики». М. : Рос. гос. гуманитарный ун-т, 2012. Вып. 11. С. 76—88.
38. Лебеденко Е. Ю. Детские письма из фонда Нассоновых как источник по истории провинциальной купеческой семьи начала XX в. // Эго-документальное наследие российской провинции XVIII—XXI вв.: проблемы выявления, хранения, изучения, публикации : сб. науч. статей по итогам междунар. науч. конф. Тверь : СФК-офис, 2014. С. 88—94.
39. Лебеденко Е. Ю. По страницам семейной переписки уральского купечества: детские письма пермских Нассоновых в начале XX века // Вестник Пермского университета. 2015. Вып. 4 (31). С. 64—71.
40. Лойтер С. М. [Рецензия на издание:] Борисов С. Б. Русское детство XIX—XX вв.: культурно-антропологический словарь : в 2 т. СПб. : Дмитрий Буланин, 2012. Т. 1. А—М. 798 с. ; Т. 2. Н—Я. 832 с. // Труды Карельского научного центра РАН. 2013. № 4. С. 158—160.
41. Любарт М. К. Семья во французском обществе: XVIII — начало XX века. М. : Наука, 2005. 296 с.
42. Ляшок А. С. Семиотика детской повседневности // Теория и практика общественного развития. 2010. № 3. С. 118—124.
43. Мамычева Д. И. Теоретико-методологические основания культурологического измерения детства // Философия права. 2008. № 1. С. 77—79.
44. Маслова И. В. Мир детства в купеческих семьях Российской империи в XIX — начале ХХ века // Исторический курьер. 2021. № 1 (15). С. 66—73.
45. Маслова И. В. Стахеевское епархиальное женское училище. Ульяновск : Областная типография «Печатный двор», 2018. 96 с.
46. Мид М. Культура и мир детства : избр. произведения. М. : Наука, 1988. 429 с.
47. Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII — начало XX в.): Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства : в 2 т. Т. 2. СПб. : Дмитрий Буланин, 1999. 566 с.
48. Мицюк Н. А. Распространение детских смесей в России (начало XX в.): медикализация и коммерциализация детского питания // Материальный фактор и предпринимательство в повседневной жизни населения России: история и современность : материалы междунар. науч. конф. СПб. : ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2016. С. 155—160.
49. Морозов С. Д. Мужчины, женщины и дети России на рубеже XIX—XX вв.: уровень грамотности и образования // Женщина в российском обществе. 2011. № 4. С. 43—54.
50. Нуркова В. В. Зеркало с памятью. Феномен фотографии: культурно-исторический анализ. М. : Рос. гос. гуманитарный ун-т, 2006. 286 с.
51. Павлова И. П. Организационные и правовые основы социального попечения в России на рубеже XIX—XX вв. СПб. : Нестор, 2003. 205 с.
52. Пушкарева Н. Л., Мицюк Н. А. Модернизация материальной культуры раннего детства в российских дворянских семьях второй половины XIX — начала XX в. // Уральский исторический вестник. 2017. № 1 (54). С. 30—39.
53. Пфаненштиль (Федорова) Н. Г. «Личная история» в российских учебниках по истории первой половины XIX века: время «Кайдановых, Смарагдовых, Устряловых…» // Ученые записки Казанского филиала Российского государственного университета правосудия. 2019. Т. 15. С. 305—315.
54. Родигина Н. Н. Журнал «Задушевное слово» как актор образовательного пространства Российской империи второй половины XIX — начала ХХ в. // Сибирский педагогический журнал. 2019. № 2. С. 73—84.
55. Родигина Н. Н. Репрезентация детской повседневности в иллюстрированном журнале для детей «Задушевное слово» // Rosyjskie dzieciństwo = Русское детство : сб. статей / pod red. K. Dudy i A. Dudka. Kraków : Księgarnia akademicka, 2015. С. 103—114.
56. Румянцев Н. Е. Педология, ее возникновение, развитие и отношение к педагогике. [СПб.] : Изд. О. Богдановой, 1910. 82 с.
57. Русские дети: Основы народной педагогики. Иллюстрированная энциклопедия / Д. А. Баранов, О. Г. Баранова, Т. А. Зимина [и др.] ; науч. ред., автор вступ. ст. И. И. Шангина. СПб. : Искусство-СПб, 2006. 566 с.
58. Сальникова А. А. «Великая», «святая», «далекая»… Первая мировая война в восприятии детей-современников // Россия и современный мир. 2009. № 2 (63). С. 134—150.
59. Сальникова А. А., Галиуллина Д. М. «Мир» ребенка в татарском букваре «алифба» (конец XIX — начало ХХ в.) // Модернизация культуры: идеи и парадигмы культурных изменений : материалы междунар. науч.-практ. конф. Самара : Изд-во СамГИК, 2014. С. 41—46.
60. Сидорчук О. Н., Родигина Н. Н. Фотографии из семейного альбома как источник изучения биографии сибирского историка и педагога (на примере В. Ф. Цыбы) // «История в человеке, попавшемся на ее дороге»: историческая биография в Сибири XIX—XXI веков (историографический, источниковедческий и методический аспекты). Новосибирск : НГПУ, 2018. С. 114—139.
61. Синова И. В. Дети в городском российском социуме во второй половине XIX — начале XX в.: проблемы социализации, девиантности и жестокого обращения. СПб. : Дмитрий Буланин, 2014. 288 с.
62. Синова И. В. Историография истории детства второй половины XIX — начала XX в. // Клио. 2014. № 2 (86). С. 25—27.
63. Синова И. В. Правовое положение, труд и повседневная жизнь детей во второй половине XIX — начале XX века. М. : ИНФРА-М, 2019. 280 с.
64. Тендрякова М. В. Игровые миры: от homo ludens до геймера. М. ; СПб. : Нестор-История, 2015. 224 с.
65. Учебники детства. Из истории школьной книги VII—XXI веков : [сб. ст. Т. 3]. М. : Изд-во РГГУ, 2013. 407 с. (Тр. семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики». Вып. 13).
66. Фролова И. В. Региональный опыт социальной помощи несовершеннолетним в Российской империи во второй половине XIX — начале XX в. (в Новгородской и Псковской губерниях) : автореф. дис. … канд. ист. наук. Екатеринбург, 2018. 22 с.
67. Челпаченко Т. В., Васильев В. В. Интерпретация идеи гармонии умственного и физического труда в педагогическом наследии П. Ф. Каптерева // Евсевьевские чтения. Сер. Педагогические науки : сб. науч. тр. по материалам междунар. науч.-практ. конф. с элементами науч. школы для молодых ученых. Саранск : Изд-во МГПУ им. М. Е. Евсевьева, 2016. С. 168—173.
68. Шангина И. И. Русские дети и их игры. СПб. : Искусство, 2000. 296 с.
69. Щеглова С. Н. Как изучать детство? Социологические методы исследования современных детей и современного детства. М., 2000. 58 с.
70. Щербинин П. П. «Пустите детей ко мне…»: «дети беды» и попечительство до и после 1917 года. Тамбов : Державинский, 2018. 370 с.
71. Якимов П. А., Кирина М. М. Концепт «ребенок» в оренбургской диалектной картине мира // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 1 (44). С. 218—220.
72. Яхно О. Н. Досуг в провинциальном городе начала XX века: новые формы организации // История: факты и символы. 2019. № 1 (18). С. 73—84.
73. Яхно О. Н. Образы детства на рубеже XIX—XX вв. // Шестые Татищевские чтения. Тезисы докладов и сообщений : в 2 т. Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. ун-та, 2006. Т. 2. С. 112—116.
74. Яхно О. Н., Кардапольцева В. Н. Новые формы воспитания и образования в условиях социокультурной модернизации начала XX века // Человек в мире культуры: проблемы науки и образования (XIV Колосницынские чтения) : материалы междунар. науч. конф. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. С. 301—304.
75. Children in Historical and Comparative Perspective. An international handbook and research guide / ed. by Joseph M. Hawes and N. Ray Hiner. N. Y. ; Westport ; Connecticut ; London, 1991. 471 р.
76. Eklof B. School Texts: A Window into the History of Childhood in Russia // Детство в научных, образовательных и художественных текстах: опыт прочтения и интерпретации : сб. науч. статей и сообщений / сост. и отв. ред. А. А. Сальникова. Казань : Изд-во Казанского (Приволжского) федерального ун-та, 2011. С. 22—26. (На англ. яз.).
77. Qvortrup J. [Introduction in Qvortrup, J. (ed.)]. The Sociology of Childhood // Special Issue of International Journal of Sociology. 1987. Vol. 17, N 3. P. 3—37.
78. Qvortrup J. Childhood as a Social Phenomenon — An Introduction to a Series of National Reports. 2nd ed. Eurosocial Report 36/0. Vienna : European Centre, 1991.
79. Rosyjskie dzieciństwo = Русское детство / pod red. Katarzyny Duda i Andrzeja Dudka. Kraków: Księgarnia akademicka, 2015. 541 с.