Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2023. № 1(45). С. 225—243

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья

УДК 378.147:808.5

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2023.45.15

Роль риторики в формировании коммуникативной компетентности студента вуза

Татьяна Валентиновна Анисимова, доктор филологических наук, профессор
Калининградский филиал Санкт-Петербургского университета МВД России, Калининград, Россия, atvritor@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-6386-2041

Аннотация

В статье рассматривается содержание одной из ключевых составляющих профессиональной компетентности — коммуникативной компетентности. Автор полагает, что это понятие должно быть дополнено еще одним весьма важным компонентом — риторической компетентностью, под которой предлагается понимать способность и готовность субъекта произносить целесообразную воздействующую речь в конкретном жанре делового общения с учетом ситуации и особенностей адресата. Поскольку в настоящее время в практике преподавания в вузе содержание дисциплины «риторика» нередко размывается или подменяется содержанием других дисциплин, автор формулирует основные подходы к отбору ее содержания и методические принципы ее преподавания. Предъявляются образцы упражнений, отвечающие основному назначению риторики, использование которых может способствовать повышению эффективности ее преподавания.

Ключевые слова

Коммуникативная компетенция, риторическая компетенция, риторика, учебник по риторике, методика преподавания риторики, задания по риторике.

Для цитирования:

Анисимова Т. В. Роль риторики в формировании коммуникативной компетентности студента вуза // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2023. № 1 (45). С. 225—243. URL: http://vestospu.ru/archive/2023/articles/15_45_2023.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2023.45.15.


Полный текст в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Авеличев А. К. Возвращение риторики (Предисловие) // Дюбуа Ж. [и др.]. Общая риторика. М. : Прогресс, 1986. С. 5—25.
2. Анисимов А. П., Мельниченко Р. Г. Вредные учебные задачи по юридическим дисциплинам : учеб. пособие. Волгоград : Волгогр. науч. изд-во, 2009. 64 с.
3. Анисимова Т. В. Современный учебник по риторике для вузов: проблемы, композиция, текст // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022. № 4. С. 240—251. DOI: 10.29025/2079-6021-2022-4-240-251.
4. Анисимова Т. В., Гимпельсон Е. Г. Современная деловая риторика. М. : МПСИ, 2004. 432 с.
5. Арский А. А. К вопросу о волюнтативном аспекте речевого воздействия в сфере криминальной риторики // Научный компонент. 2019. № 2 (2). С. 108—114.
6. Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11.
7. Бегидова С. Н., Бегидов В. С. Коммуникативная компетентность в структуре подготовки будущих бакалавров социальной работы // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2021. № 3 (283). С. 13—19. DOI: 10.53598/2410-3004-2021-3-283-13-19.
8. Бурцева Л. К. Коммуникативная компетентность в структуре общей профессиональной компетентности // Совет ректоров. 2010. № 3. С. 51—55.
9. Будина И. А. Коммуникативная компетентность преподавателя высшей школы // Научный альманах. 2015. № 11-2. С. 65—68.
10. Веселая А. А. Деловая игра как способ обобщения и систематизации знаний, умений и навыков // Педагогическое образование: традиции и инновации. 2021. № 1. С. 155—162.
11. Волошинов В. Н. (Бахтин М. М.) Марксизм и философия языка. Л. : Прибой, 1929. 188 с.
12. Голованова В. Ф. Особенности риторики для юристов // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2022. № 1. С. 58—61. DOI: 10.52452/19931778_2022_1_58.
13. Голуб И. Б. Риторика. М. : Омега-Л, 2009. 405 с.
14. Грушевская В. Ю. Формирование компетентности в области создания аудиовизуальных материалов у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Информационные системы и технологии» // Педагогическое образование в России. 2014. № 8. С. 165—169.
15. Зимняя И. А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании // Ректор вуза. 2005. № 6. С. 13—29.
16. Карпов В. В. Риторика геометрии и геометрия риторики в архитектуре // Художественные миры ХХI века: Пути интеграции архитектуры и арт-практик : коллективная монография. М. : Буксмарт, 2020. С. 65—81.
17. Кибанов А. Я., Захаров Д. К., Коновалова В. Г. Этика деловых отношений. М. : ИНФРА-М, 2010. 368 с.
18. Коваль Е. А. Риторика доверия как коммуникативная стратегия борьбы с риторикой ненависти // Российский хороший журнал [= Социальные нормы и практики]. 2019. № 2 (2). С. 65—81. URL: http://rgoodj.ru/wp-content/uploads/2019/12/rgj-2-2019-65-81_koval.pdf.
19. Колетвинова Н. Д. Риторика : учеб. пособие для самостоятельной работы студентов. М. : ИД «АТиСО», 2013. 213 с.
20. Косянова О. М. Государственный образовательный стандарт о качестве подготовки коммуникативно компетентной личности юриста-профессионала // Наука и школа. 2008. № 4. С. 8—11.
21. Курилова О. О., Денисова Н. Г. Коммуникативная компетентность преподавателя медицинского вуза как основа для формирования профессиональной компетентности студентов // Региональный вестник. 2019. № 3 (18). С. 35—37.
22. Никитина Т. В. Методическое сопровождение процесса формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов ведомственных вузов ФСИН России в ходе практического обучения // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Сер. Педагогические и психологические науки. 2020. № 40 (59). С. 91—104.
23. Осина Т. И. Методика применения видеозаписи на уроках риторики // Научные труды МПГУ. Сер. Гуманитарные науки : сб. ст. М. : Прометей, 2003. С. 92—93.
24. Панов А. А. Безмолвная риторика французского барокко // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. 2011. № 3. С. 106—107.
25. Попова В. И., Косянова О. М. Коммуникативно-смысловая направленность воспитания студента педвуза // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76-1. С. 250—253.
26. Риторика : учеб.-метод. пособие для студ. вечерней и заочной форм обучения / под ред. О. В. Кузьминой. СПб. : СПбГУ ИТМО, 2005. 81 с.
27. Романов А. А. Политическая риторика, техническая риторика и лингвориторическая парадигма: quo vadis, rhetorica? // Мир лингвистики и коммуникации : электронный научный журнал. 2007. № 2 (7). С. 6—11. URL: http://tverlingua.ru/archive/007/section_1_7/1_1_7.htm.
28. Сидоренко Л. Л. Категории «риторика», «софистика», «неориторика» и «общая риторика» как объекты философского анализа // Культура. Наука. Интеграция. 2014. № 3 (27). С. 23—26.
29. Смаль В. Н. Риторика : практикум. Брест : БрГУ, 2016. 83 с.
30. Темкина В. Л., Ласица Л. А. Текстовая деятельность как средство формирования профессиональной компетентности студентов языковых специальностей // Вестник Оренбургского государственного университета. 2020. № 5 (228). С. 139—147. DOI: 10.25198/1814-6457-228-139.
31. Теоретические основы PR-риторики / Т. В. Анисимова, А. В. Аксенова, М. В. Мухина, Е. С. Рыженко. Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2014. 511 с.
32. Тимонина И. В. К вопросу о месте риторики в системе гуманитарного знания // Вестник Оренбургского государственного университета. 2005. № 6. С. 29—34.
33. Chuikova E. S. Teaching academic writing: A shift towards intercultural rhetoric // Training, Language and Culture. 2020. Vol. 4 (1). P. 22—32. DOI: 10.22363/2521-442X-2020-4-1-22-32.
34. Dolgenko A. N., Murashko S. F., Rudakova S. V. Business game as a form of active training // Etnosoсium (multinational society). 2021. N 4 (154). P. 28—33.
35. Mavrou I. Working memory, executive functions, and emotional intelligence in second language writing // Journal of Second Language Writing. 2020. Vol. 50. Art. 100758. DOI: 10.1016/j.jslw.2020.100758.
36. Stepanenko E. V., Redvanetskaya Yu. I., Nezhinskaya E. Yu. Efficiency of the use of business game in the process of teaching professional Russian language // Наука и реальность. 2020. № 54.1. С. 64—67.