Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2023. № 1(45). С. 289—304

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья

УДК 372.881.161.1

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2023.45.19

Вариативность стратегий младших школьников в овладении орфографией

Юлия Владимировна Шангичева, соискатель
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия, ulashan@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1823-015X

Аннотация

В статье рассмотрена проблема формирования стратегий овладения орфографией в начальной школе. Разработка системы обучения орфографии невозможна без предварительной диагностики стратегий учащихся и имеющихся для них предпосылок. Целью исследования является описание процедуры диагностики и полученных результатов изучения стратегий учащихся 3 класса. Диагностика стратегий овладения орфографией и их предпосылок проводилась с помощью методов тестирования, анализа выполнения письменных речевых и орфографических упражнений, выбора упражнения и ранжирования упражнений учащимися. Основными предпосылками стратегий овладения орфографией являются межполушарная асимметрия и ведущий тип памяти. Стратегии учащихся отличаются по степени их сформированности и проявляющимся индивидуальным особенностям. Среди обследованных есть учащиеся с предпосылками для формирования рационально-логических, интуитивно-практических и смешанных стратегий. Анализ полученных экспериментальных данных проводится на основе классификации стратегий овладения орфографией, разработанной автором. Описанная система диагностики стратегий овладения орфографией включает выполнение обязательных упражнений и упражнений по выбору, психодиагностические методики.

Ключевые слова

Стратегии овладения орфографией, диагностика; рационально-логические, интуитивно-практические, смешанные, упражнения по выбору; межполушарная асимметрия, ведущий тип памяти, лево- и правополушарные учащиеся.

Для цитирования:

Шангичева Ю. В. Вариативность стратегий младших школьников в овладении орфографией // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2023. № 1 (45). С. 289—304. URL: http://vestospu.ru/archive/2023/articles/19_45_2023.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2023.45.19.


Полный текст в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Современный словарь методических терминов и понятий: теория и практика обучения языкам. М. : Русский язык. Курсы : Фонд Русский мир, 2018. 448 с.
2. Анохина В. А., Константинова А. А., Минхарисова Д. Т. Использование ИКТ «Звуковой (аудио) диктант» на современном уроке русского языка в начальной школе // Вопросы педагогики. 2021. № 12-1. С. 39—43.
3. Бабина С. А., Винокурова Н. В. Информационные технологии в обучении орфографии младших школьников // Школа будущего. 2020. № 1. С. 176—185.
4. Баданина Л. П. Диагностика и развитие познавательных процессов: практикум по общей психологии : учеб. пособие / Рос. акад. образования, НОУ ВПО «Моск. психол.-соц. ин-т». М. : Флинта : НОУ ВПО «МПСИ», 2012. 258 с.
5. Бенеш Н. И. Пути и средства использования электронных ресурсов в работе над орфограммой в начальной школе // Инновации в дошкольном и начальном образовании : материалы всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Барнаул, 14 ноября 2014 г. / под ред. Л. А. Никитиной. Барнаул : АлтГПУ, 2015. С. 185—190.
6. Биджиева В. И. Оптимизация орфографической работы на уроках русского языка в начальной школе в условиях поликультурного пространства // Results of research activities 2018: inventions, methods, innovations. XLII Международная научно-практическая конференция. М. : Олимп, 2018. С. 170—173. EDN: YZOWUH.
7. Брунер Дж. Психология познания: за пределами непосредственной информации / пер. с англ. К. И. Бабицкого. М. : Прогресс, 1977. 412 с.
8. Бучилова И. А. Специфические ошибки в письменных работах учащихся-инофонов // Вестник Череповецкого государственного университета. 2018. № 4 (85). С. 39—47.
9. Гавриленко А. Ю. Моделирование уроков по орфографии в классах с полиэтническим составом учащихся (5 класс) : автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2017.
10. Грахова С. И., Ворошилова А. М., Охотникова Л. Ю. Интерактивные технологии в процессе формирования и развития орфографических навыков младших школьников // Инновации. Наука. Образование. 2022. № 49. С. 1850—1855.
11. Гусейнова Т. В. О формировании орфографических умений и навыков у учащихся таджикской школы // Научный диалог. 2016. № 9 (57). С. 272—282.
12. Дьякова Т. А., Дерябина С. А., Кончакова С. В. Специфика формирования орфографической грамотности у детей-инофонов на начальном этапе обучения русскому языку в полиэтнической образовательной среде // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2021. Т. 26, № 192. С. 104—111. DOI: 10.20310/1810-0201-2021-26-192-04-111.
13. Ейгер Г. В., Рапопорт И. А. Язык и личность : учеб. пособие. Харьков : ХГУ, 1991. 79 с.
14. Еремеева В. Д. Типы латеральности у детей и нейрофизиологические основы индивидуальной обучаемости // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 128—135.
15. Залевская А. А. Введение в психолингвистику : учеб. для студ. высш. учеб. завед. филол. специальностей. М. : Издат. центр РГГУ, 2007. 559 с.
16. Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов : [диагностика интеллекта и познавательных процессов, изучение личности и межличностных отношений, определение профессиональной направленности]. 11-е изд. Ростов-на-Дону : Феникс, 2016. 375 с.
17. Кабардов М. К. Коммуникативный и лингвистический типы овладения иностранным языком в разных условиях обучения // Школа здоровья. 1997. № 1, т. 4. С. 72—86.
18. Канакина В. П., Щеголева Г. С. Русский язык : сб. диктантов и творческих работ. 3—4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций. 4-е изд. М. : Просвещение, 2018. 176 с.
19. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. М. : Просвещение, 2019.
20. Кислицкая С. С. Трудности обучения орфографии учащихся дагестанской начальной школы // Universum: Филология и искусствоведение : электрон. науч. журн. 2018. № 10 (56). С. 21—24. URL: http://7universum.com/ru/philology/archive/item/6435.
21. Котова Н. С., Гельпей Е. А., Котов Г. С. Метакогнитивные стратегии в развитии аудитивных навыков при изучении иностранных языков // Проблемы и перспективы развития образования в России. Новосибирск : Центр развития научного сотрудничества, 2017. С. 112—120.
22. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. 8-е изд. М. : Ленанд : URSS, 2014. 211 с.
23. Павлова Л. В., Исмагилова О. С. Развитие когнитивных стратегий обучающихся в процессе овладения иностранным языком // Иностранные языки в школе. 2020. № 8. С. 30—35.
24. Павлова Т. И. Совершенствование орфографической грамотности учащихся-билингвов на уроках русского языка // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2019. № 2. С. 174—179.
25. Педагогический словарь : справочное издание / авт.-сост. И. П. Андриади, С. Ю. Темина. М. : ИНФРА-М, 2020. 224 с.
26. Педагогический словарь : в 2 т / И. А. Каиров (гл. ред.) [и др.]. М. : Изд-во Акад. пед. наук, 1960.
27. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М. : Большая Российская энциклопедия, 2002. 528 с.
28. Полонский В. М. Большой тематический словарь по образованию и педагогике. М. : Народное образование, 2017. 840 с.
29. Рамзаева Т. Г. Русский язык. 3 кл. : учеб. : в 2 ч. 24-е изд., перераб. М. : Дрофа, 2019. 158 с.
30. Савельева Л. В. Гармонизирующая модель начального языкового образования как условие реализации познавательного потенциала школьников : автореф. дис. … д-ра пед. наук. СПб., 2009. 46 с.
31. Савельева Л. В. Познавательный потенциал младших школьников в овладении родным языком и его реализация при обучении орфографии. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. 311 с.
32. Савельева Л. В. Термин «стратегии овладения языком» в понятийном аппарате современной методики // Начальная школа. 2018. № 5. С. 38—40.
33. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М. : Сфера, 2001. 128 с.
34. Скотникова И. Г. Когнитивные стили и стратегии решения познавательных задач // Стиль человека: психологический анализ / под ред. А. В. Либина. М. : Смысл, 1998. С. 64—78.
35. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В. А. Мижериков ; под общ. ред. П. И. Пидкасистого. М. : Сфера, 2004. 448 с.
36. Супряга С. В. Мультимедийные презентации в обучении орфографии младших школьников // Начальная школа. 2021. № 4. С. 31—34.
37. Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума : учеб. пособие для вузов. М. : Питер, 2004. 303 с.
38. Чепель Т. Л. Индивидуально-типические способы и предпосылки овладения школьниками орфографией родного (русского) языка : автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1988. 21 с.
39. Шангичева Ю. В. К вопросу о классификации стратегий овладения орфографией // Языковое и литературное образование в современном обществе-2016 : сб. науч. статей по итогам Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. СПб. : ВВМ, 2016. С. 164—169.
40. Шангичева Ю. В. Особенности стратегий усвоения орфографии в начальной школе // Герценовские чтения. Начальное образование. 2020. Т. 11, № 1. С. 76—84.
41. Шангичева Ю. В. Содержание и организация работы по формированию эффективных стратегий овладения орфографией в начальной школе // Начальная школа. 2022. № 3. С. 30—37.
42. Шифрон-Борейко И. Влияние когнитивных стилей на выбор стратегий овладения и пользования языком // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 3 (156). С. 72—77.