Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2023. № 1(45). С. 305—310

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Рецензии

Рецензия на книгу

УДК [372.882+82](049.32)

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2023.45.20

Рецензия на книгу: Русская классика в диалоге с современностью: модели взаимодействия : монография / В. А. Доманский, О. Б. Кафанова, Н. А. Миронова, Н. А. Попова. М. : Флинта, 2022. 498 с.

Ирина Евгеньевна Брякова, доктор педагогических наук, профессор
Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург, Россия, ibryakova@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-6922-0197

Аннотация

В рецензии рассматривается проблема актуализации русской классики в контексте движения литературного процесса от XIX века до современности; переводческий дискурс как способ актуализации классики на примере деятельности И. С. Тургенева как переводчика и современный немецкий перевод «Записок охотника» Тургенева В. Бишицки; изучение русской классики в контексте биографической прозы (исторический аспект проблемы), представлены литературоведческий и методический дискурсы литературных биографий писателей-классиков, рассматривается театрализация как один из действенных способов актуализации классики; диалог русской классики с новейшей литературой XXI века, тенденции в пересечении современных и классических текстов. Большое внимание уделяется педагогическому аспекту взаимодействия русской классики с современностью в диалоге: характеристике и этапам урока-диалога, педагогические условия возникновения учебных ситуаций; на примере изучения рассказа А. П. Чехова «Ионыч» представлена стратегия формирования читательской грамотности школьников; рассматриваются методические пути «оживления» классической литературы; цифровые технологии, которые прошли экспериментальную проверку (информационного типа и интерпретационного); алгоритмы создания данных технологий. Выделяются достоинства коллективной монографии: фундированность, глубокий культурологический и литературоведческий контекст, яркость и оригинальность научного исследования, востребованность как научным сообществом, так и учителями-словесниками, студентами-филологами и школьниками.

Ключевые слова

Русская классическая литература, современная литература, постмодернистская литература, внутрикультурный диалог, биографическая проза, литературная биография, переводческий дискурс, театральная интерпретация, экранизация классики, интернет-технологии, урок-диалог, учебная ситуация, преподавание литературы в школе и вузе.

Для цитирования:

Брякова И. Е. Рецензия на книгу: Русская классика в диалоге с современностью: модели взаимодействия : монография / В. А. Доманский, О. Б. Кафанова, Н. А. Миронова, Н. А. Попова. М. : Флинта, 2022. 498 с. // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2023. № 1 (45). С. 305—310. URL: http://vestospu.ru/archive/2023/articles/20_45_2023.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2023.45.20.


Полный текст в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М. : Искусство, 1979. 423 с.
2. Русская классика в диалоге с современностью: модели взаимодействия : монография / В. А. Доманский, О. Б. Кафанова, Н. А. Миронова, Н. А. Попова ; отв. ред. В. А. Доманский. М. : Флинта, 2022. 498 c.
3. Чертов В. Ф., Трубина Л. А. Русская классика как основа школьного литературного образования // Преподаватель XXI века. 2012. № 4, т. 2. С. 174—183.