Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2016. № 4(20). С. 309—316

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 371.334

Попов Анатолий Николаевич, и. о. директора, заместитель директора по инновациям и развитию
Оренбургский институт путей сообщения — филиал Самарского государственного университета путей сообщения

 

УЧЕБНЫЙ ДИСКУРС КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Аннотация

В статье дан анализ понятия «дискурс» с позиций различных областей знания (лингвистики, социологии, семиотики, теории коммуникации, педагогики). Представлены структура и содержание учебного дискурса, дана краткая характеристика конституентов дискурсивного поля (цель, участники, образовательная среда, содержательная составляющая, специфика педагогического взаимодействия). Описаны свойства учебного дискурса (институциональность, динамичность, полисубъектность, диалогичность, ценностная ориентированность). Актуализирована роль учебного дискурса в формировании деонтологической компетентности студентов технического вуза. Особый акцент делается на необходимости грамотного сочетания технологической и гуманитарной составляющих содержания инженерного образования в целях формирования единого корпуса компетенций, необходимых для осуществления будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова

Дискурс, учебный дискурс, деонтологическая компетентность, педагогическое взаимодействие, содержание образования.

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Арутюнова Н. Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. М. : Советская энциклопедия, 1990. С. 136—137.
2. Борботько В. Г. Принципы формирования дискурса: От психолингвистики к лингвосинергетике. М. : КомКнига, 2007. 288 с.
3. Дейк Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация : пер. с англ. Благовещенск : Благовещ. гуманит. колледж, 2000. 310 с.
4. Ежова Т. В. Проектирование педагогического дискурса в высшем профессиональном образовании будущего учителя : дис. … д-ра пед. наук. Оренбург, 2009. 444 с.
5. Елухина Н. В. Роль дискурса в межкультурной коммуникации и методика формирования дискурсивной компетенции // Иностранные языки в школе. 2003. № 4. С. 9—13.
6. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М. : Гнозис, 2004. 390 с.
7. Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса : пер. с фр. и португ. / общ. ред. и вступ. ст. П. Серио ; предисл. Ю. С. Степанова. М. : Прогресс, 1999. 416 с.
8. Колесникова И. А. Коммуникативная деятельность педагога : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. М. : Академия, 2007. 336 с.
9. Кубрякова Е. С. Виды пространств текста и дискурса // Категоризация мира: пространство и время : материалы науч. конф. / под ред. Е. С. Кубряковой, О. А. Александровой. М. : Диалог : МГУ, 1997. С. 15—26.
10. Михальская А. К. Педагогическая риторика: история и теория : учеб. пособие для студ. пед. ун-тов и ин-тов. М. : Академия, 1998. 432 с.
11. Мухаммад Х. И. А. Универсальные и дифференциальные признаки понятий «педагогический дискурс» / «аудиторный дискурс» // Традиции и новации в преподавании русского языка как иностранного. М., 2006. С. 76—79.
12. Олешков М. Ю. Системное моделирование институционального дискурса : автореф. дис. … д-ра филол. наук. Нижний Тагил, 2007. 43 с.
13. Педагогическое речеведение : словарь-справочник / под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской ; сост. А. А. Князьков. М. : Флинта : Наука, 1998. 312 с.
14. Ращупкина К. С. Интерактивность в учебном дискурсе // Языковой дискурс в социальной практике : материалы межрегиональной науч.-практ. конф. Тверь : Твер. гос. ун-т, 2006. С. 232—237.
15. Седов К. Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции. М. : Лабиринт, 2004. 320 с.
16. Сенько Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования : курс лекций : учеб. пособие для студ. пед. вузов. М. : Академия, 2000. 240 с.
17. Токарева П. В. Коммуникативные стратегии и тактики в учебном дискурсе // Вопросы современной филологии и методики обучения языкам в вузе и школе. Пенза, 2005. С. 199—204.
18. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие : пер. с нем. / под ред. Д. В. Скляднева. СПб. : Наука, 2000. 380 с.
19. Шеляхина Н. В. Дискурсивные практики в образовательном пространстве : дис. … канд. социол. наук. Саратов, 2004. 125 с.