Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2017. № 4(24). С. 201—211

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378.14

Русакова Татьяна Геннадьевна, доктор педагогических наук, профессор
Оренбургский государственный педагогический университет
Мусс Галина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент
Оренбургский государственный педагогический университет

 

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТОВ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ РЕБЕНКА

Аннотация

Проблема, анализируемая в статье, имеет решающее значение для повышения качества профессиональной подготовки студентов педагогического университета, их подготовки к деятельности, ориентированной на личностные достижения ребенка, реализации требований ФГОС НОО и ФГОС ДОО, «Стратегии развития образования в Российской Федерации в период до 2020 года». В работе раскрывается содержание понятия «личностные достижения ребенка» в контексте планируемых результатов образовательного процесса; показана необходимость включенного участия педагога в обеспечении личностных достижений дошкольников и младших школьников; представлены результаты педагогического исследования, доказывающие целесообразность ориентации студентов на собственную профессиональную, социальную и личностную успешность в процессе профессионально-педагогической подготовки, мотивации их личностного саморазвития.

Ключевые слова

Личностные достижения, обучающиеся, ребенок дошкольного возраста, ребенок младшего школьного возраста, студент педагогического вуза, социальная успешность, мотивация, ценностные ориентиры, рефлексивность.

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Засобина Г. А., Воронова Т. А., Корягина И. И. Психолого-педагогические основы образовательного процесса в высшей школе : учеб. пособие. М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. 231 с.
2. Илюшин Л. С. Ориентация педагога на личностные достижения учащихся в общеобразовательной школе : дис. … канд. пед. наук. СПб., 1995. 21 с.
3. Карпов А. В., Скитяева И. М. Психология рефлексии. М. : Ин-т психологии РАН, 2002. 320 с.
4. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. М. : Смысл, 2006. 18 с.
5. Мертон Р. К. Социальная теория и социальная структура. М. : АСТ : ХРАНИТЕЛЬ, 2006. 880 с.
6. Мусс Г. Н. Сравнительный анализ содержания личностных достижений детей дошкольного и младшего школьного возраста в контексте ФГОС [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 13. С. 2121—2125. URL: http://e-koncept.ru/2015/85425.htm.
7. Мусс Г. Н. Личностные достижения дошкольников и младших школьников: некоторые аспекты преемственности // Актуальные проблемы образования детей дошкольного и младшего школьного возраста в контексте современного научного знания. Междунар. науч.-практ. конф. : сб. статей. Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2014. С. 183—186.
8. Низовских Н. А. Мотивация саморазвития человека // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2008. № 1. С. 113—120.
9. Батракова И. С., Мосина А. В., Тряпицына А. П. Педагогическая диагностика в опытно-экспериментальной работе школы. Книга для учителя / Комитет по образованию мэрии Санкт-Петербурга ; сост. И. С. Батракова. СПб. : [Б. и.], 1993. 136 с.
10. Психология : словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 3-е изд., испр. и доп. М. : Политиздат, 2007. 494 с.
11. Пятунина В. М. Рефлексивно-деятельностная модель формирования социальной успешности личности // Ярославский педагогический вестник. 2010. № 2. С. 13—16.
12. Рожков М. И. Концепция экзистенциальной педагогики // Ярославский педагогический вестник. 2002. № 4 (33). С. 71—76.
13. Русакова Т. Г. Духовная культура личности как смысл образования // Вестник Оренбургского государственного университета. 2005. № 5. С. 29—37.
14. Уманский А. Л. Рефлексивно-деятельностный подход к анализу педагогической деятельности // Психолого-педагогическое обеспечение процесса становления и развития личности : материалы конференции преподавателей и аспирантов института педагогики и психологии. Кострома : КГУ им Н. А. Некрасова, 2004. С. 19—22.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 4 декабря 2015 г. № 1426) [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/news/8/1583 (дата обращения 01.08.2017).
16. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155) [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения 15.08.2017).
17. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357) [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922 (дата обращения — 16.08. 2017).
18. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (действующая редакция, 2016) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 10.08.2017).
19. Archer M. S. Making Our Way Through The World: Human Reflexivity and Social Mobility. Cambridge : Cambridge University Press, 2007. 343 p.
20. Barbara A. Babcock. Reflexivity: Definitions and discriminations // Semiotica. 1980. Vol. 30, N. 1/2. P. 1—14.
21. Baron R. The Self and Self-Knowledge [Electronic resource] // Philosophy now. URL: https://philosophynow.org/issues/97/The_Self_and_Self-Knowledge.
22. Coleman R. Defining and Measuring Social Success. Netchange Week 2009 (Toronto, ON) [Electronic resource]. URL: http://ryancoleman.ca/speaking/netchange-defining-and-measuring-social-success/ (дата обращения 10.08.2017).
23. Fisher P. H., Masia-Warner C., Klein R. G. Skills for Social and Academic Success: A school-based intervention for social anxiety disorder in adolescents // Clinical Child and Family Psychology Review. 2004. N. 7 (4). P. 241—249.
24. Hills M. D. Kluckhohn and Strodtbeck’s Values Orientation Theory // Psychology and Culture. 2002. N. 4 (4). P. 1—14.
25. Hymel Sh., Ford L. School Completion and Academic Success: The Impact of Early Social-Emotional Competence (University of British Columbia, Canada, May 2014) [Electronic resource]. URL: http://www.child-encyclopedia.com/school-success/according-experts/school-completion-and-academic-success-impact-early-social (дата обращения 11.08.2017).
26. Ormrod J. E. How Motivation Affects Learning and Behavior. Pearson Allyn Bacon Prentice Hall. Boston, 2010.
27. Parsons T. Toward General Theory of Action. Cambridge. Mass. : Harvard University Рress, 1951. 506 p.
28. Rokeach M. Understanding Human Values: Individual and Societal. New York : The Free Press, 1979. 322 p.
29. Rusakova T., Morozova T., Gabdrakhmanova E. Forming a cluster of university students’ pedagogical competence: challenges and solutions // ICERI 2016. Proceedings 9th International Conference of Education, Research and Innovation. November 14th — 16th. Seville, Spain, 2016. P. 3690—3697.
30. Rutter M. Helping Troubled Children. London : Penguin Books, 1990. 376 p.
31. Schunk D. H., Pintrich P. R., Meece J. Motivation. 3rd ed. Pearson Allyn Bacon Prentice Hall, 2008. xiv, 433 p.
32. Suls J. (ed.) Psychological perspectives on the self. Hillsdale, NJ : Erlbaum, 1982. Vol. 1. P. 231—262.