Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2018. № 2(26). С. 259—270

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 373.2

Бичева Ирина Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

В статье раскрывается актуальная проблема формирования культуры здоровья детей дошкольного возраста. Определены ключевые принципы и целевая направленность формирования культуры здоровья, компонентный состав элементарной здоровьесберегающей компетентности детей дошкольного возраста как результата формирования культуры здоровья. Предложены и обоснованы три группы педагогических условий (рефлексивно-оценочные, организационно-педагогические, организационно-методические), обеспечивающих повышение профессиональной компетентности и согласованность действий участников воспитательно-образовательных отношений дошкольной образовательной организации и социального окружения в комплексном и последовательном формировании культуры здоровья детей дошкольного возраста. Высокая значимость исследуемой проблемы инициирует дальнейшие исследования, связанные с развитием управленческих аспектов формирования культуры здоровья детей в условиях дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова

Дошкольное образование, культура здоровья, культура здоровья дошкольника, здоровьесберегающая компетентность дошкольника, дошкольная образовательная организация, профессиональная компетентность.

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2018.26.17

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Акимова Л. А. Социогуманитарные дескрипторы формирования здорового и безопасного образа жизни личности в теории и практике отечественного образования: историко-педагогический анализ [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2017. № 2 (22). С. 230—238. URL: http://vestospu.ru/archive/2017/articles/22_22_2017.pdf.
2. Анфисова С. Е. Особенности компетентностно ориентированного подхода в образовании детей дошкольного возраста // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. № 116. С. 99—105.
3. Белинова Н. В., Бичева И. Б. Разработка профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования. 2018. № 1 (31). С. 44—48. URL: https://pnojournal.files.wordpress.com/2018/02/pdf_180107.pdf.
4. Белинова Н. В., Сидорова А. Е. Медийные формы как средство профессиональной социализации педагогов дошкольного образования // Профессиональное образование и общество. 2016. № 4 (20). С. 160—164.
5. Бичева И. Б., Ситнова Е. В. Теоретические основы дополнительного физкультурного образования детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования. 2017. № 5 (29). С. 39—44. URL: https://pnojournal.files.wordpress.com/2017/08/pdf_170507.pdf.
6. Бичева И. Б., Терехина А. Е., Удовика А. В. Эмоциональное благополучие дошкольника как условие развития ценностного отношения к своему здоровью // Детский сад от А до Я. 2017. № 1 (85). С. 6—10.
7. Бичева И. Б., Филатова О. М. «Безопасность образовательной среды» как категория современного профессионально-педагогического знания // Вестник Мининского университета. 2017. № 1 (18). С. 8.
8. Борисова С. П. Современное дошкольное образование за рубежом // Теория и практика общественного развития. 2010. № 3. С. 132—137.
9. Быховская И. М. Образование и культура здоровья // Дети России образованны и здоровы : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. М., 2005. С. 28—32.
10. Волошина Л. Н., Мусанова М. М. Проблемы многоуровневого управления физкультурно-оздоровительной деятельностью субъектов образовательного процесса в дошкольном учреждении // Культура физическая и здоровье. Воронеж, 2010. № 3 (28). С. 35—37.
11. Вялова Н. В., Пряникова М. А. О проблеме формирования ценностного отношения к здоровью у детей среднего дошкольного возраста // Мир педагогики и психологии. 2017. № 12 (17). С. 98—106.
12. Гаркуша Н. С. Тенденции воспитания культуры здоровья школьников (гармонизация российских и европейских подходов) : автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2015. URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/01005570514#?page=1 (дата обращения 01.03.2018).
13. Голованова В. Ф. Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике // Педагогика. 2007. № 10. С. 38—47.
14. Горбушина С. Н. Мировоззренческие детерминанты формирования культуры здоровья будущего учителя : дис. … д-ра пед. наук. Уфа, 2005. 396 с.
15. Гуськов С. И., Дегтярева Е. И. О физическом воспитании дошкольников в зарубежных странах // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. № 3. С. 43—49.
16. Деркунская В. А. Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников // Дошкольная педагогика. 2006. № 5. С. 49—51.
17. Дыбина О. В., Анфисова С. Е., Груздова И. В., Кузина А. Ю. Формирование ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие. Тольятти, 2009. 114 с.
18. Дыбина О. В., Пенькова Л. А. Ключевые компетенции как результат образования // Повышение качества подготовки специалистов дошкольного воспитания в условиях модернизации образования : материалы регионального семинара. Тольятти : ТГУ, 2004. С. 32—36.
19. Зебзеева В. А. Дошкольное образование за рубежом: история и современность. М. : ТЦ «Сфера», 2007. 128 с.
20. Колычева З. И. Комплексный подход к формированию культуры здоровья в системе образования // Экологическая безопасность и безопасность жизнедеятельности: современные проблемы и поиски решения : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (20 апр. 2012 г., Тобольск). Тобольск, 2012. С. 76—81.
21. Найбауэр А. В. Итоги переходного периода введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: насущные проблемы и возможные решения // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2016. № 1. С. 14—20.
22. Науменко Ю. В. Методология педагогики физической культуры (социально-культурный подход) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5, № 4. С. 361—367.
23. Пащенко Л. Г. Организация физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях : учеб. пособие. Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. 115 с.
24. Свирская Л. В. Организационно-педагогические условия становления начал ключевых компетентностей ребенка дошкольного возраста : автореф. дис. … канд. пед. наук. Великий Новгород, 2004. 26 с.
25. Слободчиков В. И., Короткова Н. А., Нежнов П. Г. Дошкольное образование как ступень системы общего образования. Научная концепция // Народное образование. 2011. № 5. С. 11—19.
26. Трещева О. Л., Карпеев А. Г., Криживецкая О. В., Терещенко А. А. Характеристика культуры здоровья личности с позиций системного подхода // Омский научный вестник. 2014. № 1 (125). С. 154—157.
27. Трубайчук Л. В. Дошкольное детство как развивающийся социокультурный феномен. Челябинск : ИРПО, 2009. 153 с.
28. Ханова Т. Г., Белинова Н. В. Психолого-педагогические основы современного дошкольного образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 5. С. 84—86.
29. Яковлева Э. Н., Гришина Г. Н. Современный опыт дошкольного образования в Германии [Электронный ресурс] // Вестник Московского государственного областного гуманитарного института. Сер. Педагогика и психология. 2013. № 2. URL: http://elibrary.ru/download/elibrary_21203301_59000069.htm.

 

Библиографическая ссылка на данную статью:

Бичева И. Б. Педагогические условия формирования культуры здоровья у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2018. № 2 (26). С. 259—270. URL: http://vestospu.ru/archive/2018/articles/17_26_2018.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2018.26.17.