Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2018. № 2(26). С. 294—303

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378.14

Малик Лариса Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент
Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова
Трошина Татьяна Игоревна, доктор исторических наук, профессор
Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова

 

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К КОНСТРУИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»

Аннотация

В статье отражен опыт кафедры социальной работы и социальной безопасности Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова в конструировании образовательных программ магистратуры по направлению подготовки «Социальная работа». Статья адресована главным образом руководителям программ магистратуры и преподавателям, реализующим указанные программы.
Рассмотрены особенности разработки гибкой и уникальной магистерской программы, отвечающей вызовам среды и изменяющейся конъюнктуре, с учетом традиций, миссии, ресурсных возможностей университета, идеологии профессиональной подготовки специалистов социальной работы. Методологической основой конструирования программы магистратуры обозначен компетентностно-модульный подход, при этом акцентировано внимание на необходимости оптимальной интеграции академического и инструментального, конвергентного и дивергентного подходов. Соответствие содержания модулей запросам различных отраслей социальной сферы региона рассматривается авторами как базовое условие эффективности образовательной программы. При этом образовательная программа магистратуры должна предполагать широкую исследовательскую компоненту, возможность апробации результатов и их ввода в социальную практику посредством проектов. В качестве потенциальных путей развития программ магистратуры определены разработка сетевых образовательных программ, применение методологии «поведенческой экономики» в конструировании магистерских программ, расширение взаимодействия кафедры с профессиональным сообществом.

Ключевые слова

Магистратура по направлению «Социальная работа», конструирование образовательной программы, компетентностный подход, модульность, практико-ориентированное обучение.

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2018.26.20

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Айжанова Г. К., Ергазина А. А. Методологические подходы к изучению проблемы формирования интеграционной модели выпускника магистерской образовательной программы // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7, № 4. С. 93—96.
2. Анопченко Т. Ю. Институт руководителей образовательных программ магистратуры в повышении эффективности научных исследований и подготовки управленческих кадров (пример Южного федерального университета) // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2016. № 4 (55). С. 51—57.
3. Бочарова Ю. Ю. Проектирование и реализация магистерских программ для социальной сферы региона // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 6. С. 54—61.
4. Воротилкина И. М. Обучение взрослых в магистратуре по социальной работе // Высшее образование в России. 2015. № 3. С. 140—144.
5. Галкина Е. А. Управление процессом разработки и актуализации основных образовательных программ высшего образования — программ магистратуры в университете // Управление образовательным процессом в современном вузе: высшее образование для развития региона : материалы VII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием в рамках IV Междунар. науч.-образоват. форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» / Красноярский гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2015. С. 27—32.
6. Гуслякова Л. Г. Магистратура как уровень образовательной программы // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. 2010. № 4. С. 40—47.
7. Клименко Т. К. Методологические подходы к проектированию образовательной программы магистратуры // Гуманитарный вектор. 2014. № 1 (37). С. 56—60.
8. Кнезель П. Опыт подготовки социальных работников в рамках Болонского процесса // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. Психологические науки. 2009. Т. 2, № 3. С. 38—44.
9. Ловцова Н. И. Модернизация образования по социальной работе: сближение теории и практики // Отечественный журнал социальной работы. 2013. № 1. С. 80—86.
10. Малик Л. С. Развитие программы магистратуры по направлению «Социальная работа» в САФУ имени М. В. Ломоносова // Российский и зарубежный опыт реализации магистерских программ по направлению подготовки «Социальная работа» : материалы V заоч. науч-практ. конф. с междунар. участием (г. Саранск, 21 ноября 2014 г.) / ред. Л. И. Савинов. Саранск, 2015. С. 120—125.
11. Полевая Н. М., Лейфа А. В. Современные проблемы профессиональной подготовки социальных работников в вузе, пути решения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2015. № 1 (31). С. 245—248.
12. Савин А. А. Особенности проектирования содержания образования в условиях компетентностного подхода // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Сер. Образование и педагогические науки. 2016. № 8 (747). С. 102—115.
13. Социальная работа XXI века: глобальные вызовы и региональная практика / под общ. ред. Р. И. Даниловой, Т. И. Трошиной. Архангельск : САФУ, 2015. 138 с.
14. Социальная работа: история и современность (региональный аспект) : коллективная монография / ред. Р. И. Данилова. Архангельск : Поморский гос. ун-т, 2007. 287 с.
15. Федорова Н. М., Чуркина Н. И. Организация научно-исследовательской деятельности студентов магистратуры в сетевом формате // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2016. № 4 (20). С. 161—166.
16. Федотова А. Д. Контекстно-модульный подход как основа проектирования основных профессиональных образовательных программ подготовки магистров гуманитарных направлений // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Сер. Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2014. № 6 (59). С. 76—81.
17. Фирсов М. В., Наместникова И. В., Студенова Е. Г. Методология “Tuning Russia”: настройка образовательной программы высшей школы по направлению «Социальная работа» // Педагогическое образование и наука. 2012. № 6. С. 23—33.
18. Фокин И. В. Европейские квалификационные рамки и подготовка бакалавров и магистров по направлению «Социальная работа» в России // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Сер. Педагогика. Психология. Социокинетика. 2009. Т. 15, № 2. С. 247—250.
19. Шипкова О. Т. Поведенческая экономика образования как инструмент успешной реализации образовательной программы (на примере магистратуры) // Экономическая психология: прошлое, настоящее, будущее. 2016. № 3-1. С. 183—188.

 

Библиографическая ссылка на данную статью:

Малик Л. С., Трошина Т. И. Основные подходы к конструированию образовательных программ магистратуры по направлению подготовки «Социальная работа» [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2018. № 2 (26). С. 294—303. URL: http://vestospu.ru/archive/2018/articles/20_26_2018.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2018.26.20.