Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2018. № 4(28). С. 311—323

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378.1

Пак Любовь Геннадьевна, доктор педагогических наук, профессор
Оренбургский государственный педагогический университет

 

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье изложены результаты исследования организационных основ развития креативности обучающихся в образовательной организации высшего образования. Представлены предпосылки развития изучаемого феномена, обусловленные особенностями постиндустриального социума. Описаны характеристики образовательного процесса, обеспечивающие развитие креативности обучающихся (рассмотрение обучающихся как субъектов познания, общения и деятельности; создание креативной среды — среды с «творческой заряженностью» и психологической безопасностью в рамках принятия ценности каждого субъекта; реализация идей креативизации, т.е. усиления творческого начала или активизации мысленной творческой работы обучающихся, их инновационного поведения и интеллектуального обогащения; обучение действием, расширяющее область знаний и отношения к креативности в контексте избранной профессии). Представлены новые научные результаты в рамках авторского обоснования и реализации в образовательном процессе вуза практикума «Креативная личность в образовании», интегрирующего блоки «Познание», «Коммуникация», «Самопознание». В ходе формирующего эксперимента установлены наиболее эффективные креативные формы и методы, определяющие оптимальность развития креативности обучающихся в вузе.

Ключевые слова

Креативность, образовательный процесс вуза, обучающиеся, творческие способности, креативное мышление, практикум креативности.

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2018.28.22

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Барышева Т. А., Жигалов Ю. А. Психолого-педагогические основы развития креативности : учеб. пособие. СПб. : СПГУТД, 2006. 268 с.
2. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. Самара : Издат. дом «Федоров», 2009. 414 с.
3. Боровинская Д. Н. Динамика концептуальных представлений о человеке как выражение социальных изменений // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 335. С. 30—34.
4. Валеева О. Н. Основы имиджелогии профессионала : учеб.-метод. пособие. Оренбург : Оренпечать, 2015. 54 с.
5. Варлакова Ю. Р. Развитие креативности будущих бакалавров педагогического образования : автореф. дис. … канд. пед. наук. Красноярск, 2013. 23 с.
6. Ведмедев М. М. Ресурсный статус знания в знаниевом обществе: экономика и эпистемология // Социология, политология, философия и история: тенденции развития в современном мире : материалы междунар. заоч. науч.-практ. конф. Новосибирск : Сибирская ассоциация консультантов, 2012. С. 85—92.
7. Горшкова В. В. Диалог в образовании человека. СПб. : СПбГУП, 2009. 186 с.
8. Досумова А. С. Креативность как элемент инновационного образования // Вестник КазНУ. Сер. экономическая. 2011. № 1 (83). С. 110—115. URL: http://be.kaznu.kz/index.php/math/article/view/415/393.
9. Кассина Р. А. Инновационная среда образовательного учреждения как интегральное средство профессионального развития учителя : автореф. дис. … канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2006. 22 с.
10. Королева Л. Ю., Хайруллина Э. Р. Развитие креативности как компонента профессиональной компетентности будущего дизайнера // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 4. С. 103—107.
11. Кохановская Д. Р. Теоретический анализ проблемы развития креативности у студентов [Электронный ресурс] // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). Уфа : Лето, 2012. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2565/
12. Креативная педагогика. Методология, теория, практика / под ред. В. В. Попова, Ю. Г. Круглова. 3-е изд. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. 319 с.
13. Мороз В. В. Эмоции как аксиологический фактор развития креативности студентов университета [Электронный ресурс] // Интернет-журнал Науковедение. 2015. № 1 (26). С. 30. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/09PVN115.pdf . DOI: 10.15862/09PVN115.
14. Морозов А. В. Креативность преподавателя высшей школы. М. : МГСУ, 2002. 268 с.
15. Мягкова Н. А. Формирование социальной креативности студента в культуросообразной среде университета : автореф. дис. … канд. пед. наук. Оренбург, 2013. 27 с.
16. Пак Л. Г. Содержательные характеристики креативного образования // Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития : сб. статей и материалов 14-й междунар. конф. СПб. : ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2016. С. 207—212.
17. Пигоров Г. С., Малый В. В., Антоненко С. В., Орлова В. Н. Стратегия и программа креативизации управления // Бюлетень Міжнародного Нобелівського економічного форума. 2010. Т. 2. № 1 (3). С. 253—261.
18. Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/doc20120210_04.
19. Роджерс К. Р. Становление личности: взгляд на психотерапию. М. : Эксмо-Пресс, 2001. 416 с.
20. Рындак В. Г. Педагогика креативности. М. : Университетская книга, 2012. 248 с.
21. Сергеев Н. К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов (вопросы теории). СПб. ; Волгоград : Перемена, 1997. 166 с.
22. Сильянов Е. А. Инженерия знаний как фактор развития современного общества : автореф. дис. … канд. филос. наук. Владивосток, 2005. 23 c.
23. Тюленева Т. В. Формирование лингвистической креативности студентов неязыковых специальностей : автореф. дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 2012. 24 с.
24. Челомбицкая М. П. Интеллект и креативность как факторы самоактуализации человека в инновационном обществе : дис. … канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2009. 155 с.
25. Чехонадская Ю. А. Основные направления формирования опыта научного познания студента : учеб.-метод. пособие. Оренбург : Оренпечать, 2012. 138 с.
26. Шабанова О. В. Развитие креативности личности социального работника в процессе профессиональной подготовки в вузе : автореф. дис. … канд. пед. наук. Ульяновск, 2006. 23 с.

 

Библиографическая ссылка на данную статью:

Пак Л. Г. Развитие креативности обучающихся в образовательной организации высшего образования [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2018. № 4 (28). С. 311—323. URL: http://vestospu.ru/archive/2018/articles/22_28_2018.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2018.28.22.